Preview

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

Полный текст:

Аннотация

Актуальность предложенной темы обусловлена потребностью в разработке новых, нетрадиционных средств повышения успешности служебной (учебной) деятельности обучающихся вузов деотологического типа, используя методы психической саморегуляции в соответствии со спецификой профессиональной подготовки. Основной задачей становится формирование профессионально значимых качеств, необходимых для успешной деятельности, поэтому в течение всего периода обучения в вузе необходимо обучать курсантов навыкам эмоционально-волевой саморегуляции. Авторы проводят сравнительный анализ изменений эмоционального состояния курсантов в ходе различных форм психологического сопровождения служебной (учебной) деятельности. Ведущими методами в научном исследовании становятся анализ и обобщение отечественных и зарубежных источников, рассматривающих проблему как целенаправленный и организованный процесс по формированию навыков эмоционально-волевой саморегуляции. В экспериментальном исследовании использованы методики: «Методика диагностики самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (ОЛСТ), «Методика исследования индивидуально-психологических особенностей волевой сферы личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Майнуйлова, Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). В качестве результата исследования авторы представляют комплекс занятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у курсантов с использованием технических средств, доказывающий эффективное воздействие на эмоциональное состояние курсантов. Научная новизна и практическая значимость исследуемой темы заключаются в разработке и апробации системы занятий с использованием технических средств в процессе психологического сопровождения обучающихся (курсантов) служебной (учебной) деятельности образовательных организаций деонтологического типа, а также в развитии навыков саморегуляции в служебной (учебной) деятельности и разработке рекомендаций по совершенствованию системы профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


С. В. Ларионова
Уральский юридический институт МВД России
Россия


Список литературы

1. Андреева И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 216-222.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М. : Наука, 1970. - С. 111.

3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 1. - С. 14-29.

4. Бодров В. А. Использование тренажеров для диагностики функциональных расстройств и восстановления профессиональной работоспособности // Физиология человека. - 1992. - № 1. - С. 33-41.

5. Голубев Ю. В. Опыт использования средств саморегуляции эмоциональных состояний, связанных с переживанием риска у гимнастов // Психология личности и деятельности спортсмена : сб. науч. тр. / ГЦО-ЛИФК. - Л., 1981. - С. 92-102.

6. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Военно-медицинский журнал. - 1989. - № 5. - С. 106-112.

7. Зверев В. А., Мамедов Ю. Э. Аппарат психоэмоциональной коррекции : метод. рекомендации. - М. -Томск, 2003. - 31 с.

8. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). - С. 97-102.

9. Конопкин О. А. Психология саморегуляции произвольно активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

10. Краткая философская энциклопедия. - М. : Наука, 1994. - С. 65.

11. Кузнецова А. С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // Психология психических состояний / под ред. О. А. Прохорова. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - С. 329-358.

12. Ларионова С. В. Психологические особенности эмоционально-волевой саморегуляции курсантов вузов МВД России : монография. - Екатеринбург : Ажур, 2016. - 60 с.

13. Макаров В. В. Новая методика саморегуляции на основе полимодальной психотерапии // Психическое здоровье. - 2014. - № 1. - С. 24-29.

14. Моросанова В. И., Ванин А. В., Цыганов И. Ю. Новая версия опросного метода «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ» // Психологическая диагностика. - 2015. - № 1. - С. 49-64.

15. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М. : Наука, 2012. - 519 с.

16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара : Бахрах-М, 2000. - 672 с.

17. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

18. Семчук И. М. Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудников ОВД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15834/ (дата обращения: 08.06.2015).

19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 496 с.

20. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. - М. : АСТ, 2004. - 734 с.

21. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты : метод. пособие / авт.-сост.: Г. В. Акопов, Л. В. Макеева, О. И. Тихонов и др. - 2-е изд. испр. и доп. - Самара : Изд-во СамИКП, 2002. - С. 41-44.

22. Endler N., Parker J. D. A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // J. of Personality and Social Psychology. - 1990 (а). - Vol. 58. - P. 844-854.

23. Lay C., Silverman S. Trait procrastination, anxiety, and dilatory behavior // Personality and Individual Differences. - 1996. - Vol. 21. - P. 61-67.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Ларионова С.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА. Педагогическое образование в России. 2018;(9):92-100.

For citation:


Zeer E.F., Larionova S.V. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-CONTROL OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF DEONTOLOGICAL TYPE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):92-100. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)