Preview

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О РОДИТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию самооценки и стрессоустойчивости подростков в контексте их связи с представлениями респондентов об отношении к ним родителей. Актуальность данной темы связана с тем, что в подростковом возрасте происходит формирование индивидуально-личностных особенностей, и ключевую роль в этом процессе играет восприятие подростком родительского отношения к нему. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной, рисуночный тест «Человек под дождем» Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Кудзилова, методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существует связь между самооценкой, стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении: чем выше подростки оценивают уровень позитивного родительского интереса и степень принятия их родителями, тем выше уровень их самооценки и стрессоустойчивости. Гипотеза подтвердилась частично: было установлено наличие связей между самооценкой подростков и их представлениями о родительском отношении, но не подтвердилось предположение о связи между стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении. Согласно результатам исследования, самооценка подростков в большей степени связана с их представлениями об отношении к ним матерей и в меньшей степени - отцов. Гипотеза о том, что имеются различия в показателях самооценки, стрессоустойчивости и в представлениях о родительском отношении у подростков 13-14 лет (семиклассников) и 16-17 лет (десятиклассников), также подтвердилась частично: различия установлены по ряду шкал самооценки, притязаний и представлений о родительском отношении, но не установлены по стрессоустойчивости. В исследовании нашла свое подтверждение гипотеза о том, что у подростков с достаточной стрессоустойчивостью самооценка выше, чем у подростков с недостаточной стрессоустойчивостью.

Об авторах

И. А. Ершова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Н. Э. Морозова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. М. Садкина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Анохина С. А. Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12 : Социология. - 2008. - № 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-tendentsii-razvitiya-stressoustoychivosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 21.06.2018).

2. Балюк А. К. Описание внешности и самоотношение подростков: исследование взаимосвязи // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 5. - С. 260-264.

3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : автореферат дис.. канд. психол. наук. - М. : ПРОМЕДИА, 1987. - 29 с.

4. Ершова И. А., Злыднева С. В. Исследование восприятия поведения родителей подростками с разными уровнями агрессивности // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2010. - Вып. 9. - С. 224-235.

5. Ершова И. А., Пермякова М. Е., Вильгельм А. М. Основные направления консультативной работы с семьей. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2018. - 168 с.

6. Ершова И. А., Чудинов Т. А., Пермякова М. Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 2 (150). - С. 91-98.

7. Изотова Е. И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков : монография. - М. : Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2014. - 204 с.

8. Кон И. С. Психология ранней юности. - М. : Просвещение, 1989. - 256 с.

9. Оконечникова Л. В. Исследование межличностного восприятия в детско-родительских отношениях (на примере младшего подросткового возраста) // Демографические процессы на постсоветском пространстве : сб. мат-лов VI Уральского демографического форума с междунар. участием / отв. ред. А. И. Татаркин, А. И. Кузьмин. - 2015. - С. 189-193.

10. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

11. Писарева Т. И., Ершова И. А. Особенности самовосприятия подростков // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2009. - Вып. 8. - С. 112-118.

12. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.

13. Психология человека от рождения до смерти: психологическая энциклопедия / под общ. ред. А. А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

14. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - С. 83-91.

15. Тихомирова Т. С. Формирование стрессоустойчивости подростков. - М., 2003. - 87 с.

16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 656 с.


Для цитирования:


Ершова И.А., Морозова Н.Э., Садкина Т.М. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О РОДИТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):86-91.

For citation:


Ershova I.A., Morozova N.E., Sadkina T.M. INTERDEPENDENCE BETWEEN SELF-ESTEEM AND STRESS-RESISTANCE OF ADOLESCENTS AND THEIR VIEWS ON THE PARENTAL ATTITUDE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):86-91. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)