Preview

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У КРЕАТИВНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы математической тревожности как неосознаваемой тенденции стрессовой реакции при изучении математики, которая может мешать манипулированию числами и решать математические задачи в различных повседневных и учебных ситуациях. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что креативные школьники будут проявлять некоторые особенности проявления математической тревожности. В ходе исследования было выявлено, что стремление отказываться от шаблонов восприятия и использовать оригинальные способы решения проблемной ситуации способствуют существенному снижению стремления избегать ситуаций, требующих счетных операций и использования комбинаторного мышления. Также можно установить взаимосвязь между уверенностью школьника в своих творческих способностях и отсутствием негативных переживаний, связанных с необходимостью усвоения математических закономерностей. Креативы чаще склонны описывать причины своих неудач недостатками усилий или отрицательной мотивацией. Математические неудачи не приводят к понижению математической эффективности. Для креативов важны лишь свои собственные реакции на проблемы и неприятности в жизни. Они считают, что если задание выполнено недостаточно хорошо, то в дальнейшем можно исправить ситуацию и повысить свои достижения. Любые ошибки рассматриваются как возможность для личностного роста. В заключении авторы делают вывод: креативные школьники имеют значимые различия по показателям математической тревожности. Авторы пришли к заключению, что отсутствие значимых различий по социальной ценности математики школьников с высоким уровнем креативной идентичности с показателями нонкреативных одноклассников можно объяснить тем, что преподаватели математики недостаточно часто связывают математические знания с повседневной жизнью школьников. Нонкреативные школьники нередко боятся показаться недостаточно умными и поэтому стараются всячески подчеркнуть значимость своих интеллектуальных достижений.

Об авторах

С. А. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Математическая тревожность и внутренняя мотивация учебной деятельности подростков //Педагогическое образование в России. - 2017. - № 9. - С. 50-54.

2. Ashcraft M. H., Kirk E. P. The relationships among working memory, math anxiety, and performance // Journal of Experimental Psychology - General. - 2001. - Vol. 130. - № 2. - P. 224-237.

3. Byron K., Shalini Kh. and D. Nazarian. The relationship between stressors and creativity: A meta-analysis examining competing theoretical models //Journal of Applied Psychology. - 2010. - Vol. 95. - № 1. - P. 201-212.

4. Ervynck G. Mathematical Creativity / D. Tall (Ed). Advanced Mathematical Thinking. - New York : Kluwer Academic Publishers, 1991. - P. 42-52.

5. Garry V.S. The Effect of Mathematics Anxiety on the Course and Career Choice of High School. - Philadelphia : Drexel University, 2005.

6. Gulati S. Developing creativity in school students - Some considerations for Teacher Training // Identification and Development of Talent. - New Delhi : NCERT, 1988. - P. 213-220.

7. Hembree R. The nature, effects, and relief of Mathematics Anxiety // Journal for research in mathematics education. - 1990. - Vol. 21. - № 1. - P. 33-46.

8. Lalit K. Be a Better Mathematics Teacher //School Science. - 2004. - Vol. 42. - № 3. - P. 72-77.

9. Mehta V., Thakur K. Effect of Cooperative Learning on Achievement and Retention in Mathematics of Seventh Graders with different Cognitive Styles // Indian Educational Review. - 2008. - Vol. 44. - № 1. - P. 5-31.

10. Paul S. J., Nathan A. K. A dimensional analysis of creativity and mental illness: Do anxiety and depression symptoms predict creative cognition, creative accomplishments, and creative self-concepts? //Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. - 2010. - Vol. 4. - № 1. - P. 2-10.

11. Pérez-Tyteca P., Castro E., Segovia I., Castro E., Fernández F., Cano F. The Role of Mathematics Anxiety When Moving from Secondary //Education to University Education. PNA. - 2009. - Vol. 4. - № 1. - P. 23-35.

12. Quilter D., Harper E. Why we didn’t like mathematics, and why we can’t do it // Educational research. - 1988. - V. 30. - Р. 121-134.

13. Saxena S., Kumar R. Study of creativity in relation to anxiety // Indian Psychological Review. - 1985. - Vol. 28. - № 5. - P. 5-8.

14. Smith G. J. W., Carlsson I. Creativity and anxiety: An experimental study // Scandinavian Journal of Psychology. - 1983. - V. 24. - № 1. - P. 107-115.

15. Srivastva R., Imam A., Sing G. P., Sing S. P. A study of Mathematics Anxiety among secondary school students in relation to personal and school related factors // International Journal of Multidisciplinarry Research and Development. - 2016. - Vol. 3. - № 1. - P. 134-137.

16. Trujillo K. M., Hadfield O. D. Tracing the roots of Mathematics Anxiety through indepth interviews with pre-service elementary teachers // College Student Journal. - 1999. - Vol. 33. - № 2. - P. 219-232.

17. Zdep S. M. Intelligence, Creativity and Anxiety among College Students // Psychological Reports. - 1966. - V. 19. - P. 420-427.


Для цитирования:


Водяха С.А., Водяха Ю.Е. ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У КРЕАТИВНЫХ ШКОЛЬНИКОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):80-85.

For citation:


Vodyakha S.A., Vodyakha Yu.E. FEATURES OF MATHEMATICAL ANXIETY OF CREATIVE STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):80-85. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)