Preview

О СОПРОВОЖДЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к организации профессионального становления педагога в соответствии с актуальной установкой развития отечественной системы образования «обучение через всю жизнь» (lifelong learning), сменившей тезис «образование на всю жизнь». К таковым относятся краткосрочное повышение квалификации, программа профессиональной переподготовки, а также проектирование педагогом маршрута своего профессионального саморазвития. Часто в процессе реализации последнего варианта педагог сталкивается с недостатком соответствующей информации, несформированностью необходимых умений для продуктивного профессионального развития. Поэтому мы говорим о сопровождении педагога в процессе освоения маршрута профессионального развития и самосовершенствования. Сопровождение здесь рассматривается в качестве особого взаимодействия субъектов образовательной деятельности, которое является условием профессионального развития педагога, фактором повышения качества его педагогической деятельности, импульса для дальнейшего профессионального развития. Продуманно выстроенное организованное сопровождение профессионального развития педагога должно, с одной стороны, учитывать социальные ориентиры модернизации системы образования, а с другой - потребности и мотивы самого субъекта обучения, ведущие к совершенствованию не только сугубо профессиональных умений и знаний, но и осознанию педагогом своего места в окружающем социуме, перспектив в проектировании и построении профессиональной карьеры. Поэтому очень важно, чтобы процесс сопровождения профессионального развития педагогом сопровождался изменением позиций сопровождаемого и сопровождающего. А именно: должна снижаться доля активности сопровождающего с одновременным увеличением активности сопровождаемого. Должна возрастать доля активности сопровождаемого, только тогда можно говорить об эффективности программы сопровождения педагога. Такой вариант сопровождения способствует изменению личностной позиции педагога одновременно с формированием его профессиональной компетентности, что значимо как для индивидуальной программы самосовершенствования, так и для обновления образовательной практики в целом.

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. С. Андрюнина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бим-Бад Б. М. О проекте профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Бим-Бад Борис Михайлович. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=1967&binn_rubrik_pl_articles=176 (дата обращения: 16.08.2018).

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

3. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 167 с.

4. Власенко С. В., Чемоданова Г. И. Организация тьюторского сопровождения проектной деятельности педагогов в системе повышения квалификации педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2013. - №. 3. - С. 275-278.

5. Дудина М. Н. Педагогическое сопровождение в учебном процессе как фактор сохранения психологического здоровья школьников // Психологическая теория и практика - управлению : сборник научных трудов / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк. - Екатеринбург : Урал. ин-т управления - филиал РАНХиГС, 2015. - С. 289-296.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.

7. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.

8. Коротаева Е. В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 2. - С. 28-34.

9. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Модульный подход в реализации цикла психолого-педагогических дисциплин в процессе подготовки будущих педагогов // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - № 3. - С. 331-337.

10. Мазурчук Е. О. Психолого-педагогическое сопровождение биологической семьи в условиях деинституционализации государственных учреждений для детей-сирот // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 57-64.

11. Обоскалов А. Г., Коптелов А. В. Особенности научно-методического сопровождения введения профессионального стандарта «педагог» на региональном уровне (из опыта работы Челябинской области) // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - № 4. - С. 122.

12. Пивоваров А. А., Скурихина Ю. А. Роль системы повышения квалификации в сопровождении профессионального роста педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 2 (31). - С. 5-13.

13. Питерскова Т. А., Юрмашева О. А. Понятия «профессиональная подготовка» и «повышение квалификации» в российской и немецкой системах послевузовского педагогического образования // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - С. 242-245.

14. Поварёнков Ю. П., Баранова Н. А., Бусыгина Е. Л. Сопровождение профессионального развития личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociosphera.com/files/conference/2016/ Akadimicka_psychologie_2-16/31-37_yu_p_povarenkov.pdf (дата обращения: 16.08.2018).

15. Сильченкова С. В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. - С. 39.

16. Соломенникова О. А., Прищепа С. С., Гладкова Ю. А. Комплексное сопровождение непрерывного профессионального образования специалистов в системе повышения квалификации педагогов ДОО Московской области // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций / Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления». - 2017. - № 4. - С. 287-296.

17. Судогина Л. В. Научно-методическое сопровождение педагогов, внедряющих индивидуализацию в образовательный процесс // Вестник педагогических инноваций. - 2017. - № 2. - С. 77-81.

18. Трусова Н. В. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора в рамках психолого-педагогического сопровождения // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - Т. 12. - № 4. - С. 96-98.

19. Ямщикова Е. Г. Программно-технологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 5. - С. 207-209.


Для цитирования:


Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. О СОПРОВОЖДЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):74-79.

For citation:


Korotayeva E.V., Andryunina A.S. THE ROLE OF SUPPORT IN PROFESSIONAL EVOLVEMENT OF TEACHERS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):74-79. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)