Preview

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРИ У ДЕВУШЕК В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ

Полный текст:

Аннотация

Цель работы - исследование роли детско-родительских отношений - психологической сепарации от матери и переживания принятия/отвержения в формировании отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Актуальность исследования обусловлена ростом негативной тенденции снижения ценности материнства. Методы. 1. Авторская методика «Незавершенные предложения» для выявления типов отношения к материнской позиции. 2. Методика Р. Ронера (The Parental Acceptance-Rejection Questionnaire) (Rohner, 2003) (адаптация Г. В. Бурменской). 3. Опросник психологической сепарации Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, 1984) (адаптация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой). Выборка : 230 студенток г. Москвы и г. Курска, в возрасте от 17 до 23 лет (M = 19,5). Результаты. Полученные результаты позволили выделить пять типов отношения к родительской позиции матери: 1) приоритет и принятие материнской роли; 2) положительное отношение к материнству и отложенное родительство; 3) материнство как долженствование; 4) амбивалентное отношение к материнству и отложенное родительство; 5) отвержение материнства и материнской роли. Сравнительный анализ особенностей психологической сепарации девушек от матери в контексте модели сепарации от родителей Дж. Хоффмана выявил значимые различия по всем показателям психологической сепарации (стиль сепарации, когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты сепарации) у девушек с различным типом отношения к материнству. Проанализирована связь уровня сепарации в условиях принятия/отвержения матерью с типом отношения к родительской позиции матери. Выводы. 1. Выявлены существенные различия в уровне и стиле психологической сепарации у девушек с различным типом отношения к материнству. Высокий уровень и конфликтный стиль сепарации сочетается с отвергающим отношением, низкий уровень и гармоничный стиль сепарации - с безусловно принимающим отношением к материнской роли. 2. Обнаружена связь между уровнем и стилем сепарации и характером эмоциональных отношений с матерью. 3. Характер детско-родительских отношений (сепарация и принятие/отвержение) обусловливают тип отношения к материнской роли на этапе вхождения во взрослость.

Об авторах

Т. Ю. Садовникова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


О. А. Карабанова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Г. В. Бурменская
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Е. И. Захарова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


О. В. Алмазова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


А. Г. Долгих
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


С. В. Молчанов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Блос П. Психоанализ подросткового возраста. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 272 с.

2. Бурменская Г. В., Алмазова О. В., Карабанова О. А., Захарова Е. И., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Садовникова Т. Ю. Взаимоотношения с родителями как предпосылка формирования отношения к материнству у девушек, вступающих во взрослость // В печати, 2018.

3. Гаврилица О. А. Ролевой конфликт работающей женщины : дис.. канд. психол. наук. - М., 1998. - 185 c.

4. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 35-45.

5. Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI (Psychological Separation Inventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями // Психологическая диагностика : научно-методический и практический журнал. - 2014. - № 3. - С. 3-20.

6. Дзукаева В. П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. - М., 2016. - 218 с.

7. Забродин Ю. М., Метелькова Е. И., Рубцов В. В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психолого-педагогические исследования. - 2016. - Т. 8. - № 3. - С. 1-15.

8. Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен : дис.. д-ра психол. наук. - М., 2017. - 367 с.

9. Карабанова О. А. Позитивное родительство - путь к сотрудничеству и развитию // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 157-161.

10. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. - 2016. - № 3 - С. 54-62.

11. Карабанова О. А., Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Алмазова О. В., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Садовникова Т. Ю. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - № 10 (56). - С. 9. - Режим доступа: http://psystudy.ru - http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n56/1502-karabanova56.html.

12. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2 (26). - С. 92-97.

13. Корнеева Е. Е. Ролевой конфликт в деятельности женщины-педагога : дис.. канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 152 с.

14. Ланцбург М. Е. Родительство в современном мире - новые тренды [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 62-66.

15. Малер М., Пайн Ф., Бергманн А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация : пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2011. - 413 с.

16. Мид М. Культура и мир детства / сост. и предисл. И. С. Кона. - М. : Наука, 1988. - 429 с.

17. Поскребышева Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка : дис. … канд. психол. наук. - М., 2010. - 244 с.

18. Поскребышева Н. Н., Карабанова О. А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4 (16). - С. 34-41.

19. Садовникова Т. Ю., Дзукаева В. П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4 (16). - С. 52-63.

20. Сапоровская М. В. Исследование межпоколенных связей в семейном контексте [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2008. - № 2 (2). - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.04.2018).

21. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М. : Когито-Центр, 2005. - 496 с.

22. Филиппова Г. Г., Абдуллина С. А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Т. 8. - № 4. - C. 142-152. - DOI: 10.17759/psyedu.2016080414.

23. Харламенкова Н., Кумыкова Е., Рубченко А. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. - М. : Litres, 2018. - 155 с.

24. Dzukaeva V. Adaptation of Psychological Separation Inventory (PSI) for Russian sample // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 146 (25). - P. 216-221.

25. Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of counseling psychology. - 1984. - Vol. 31. - P. 170-178.

26. Rohner R. P. Parental Acceptance-Rejection Theory Studies of Intimate Adult Relationships // Cross-Cultural Research. - 2008. - № 42 (2). - P. 5-12.

27. Rohner R. P. Parental Acceptance-Rejection Questionnaire (PARQ): Test manual // Handbook for the study of parental acceptance and rejection. - 4th ed. - 2005. - P. 43-106.

28. Rohner R. P. Introduction to Interpersonal Acceptance-Rejection Theory (IPARTheory) and Evidence [Electronic resource] // Online Readings in Psychology and Culture. - 2016. - № 6 (1). - Mode of access: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1055.


Для цитирования:


Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРИ У ДЕВУШЕК В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):52-61.

For citation:


Sadovnikova T.Yu., Karabanova O.A., Burmenskaya G.V., Zakharova E.I., Almazova O.V., Dolgikh A.G., Molchanov S.V. PARENT-CHILD RELATIONSHIPS AS A CONDITION OF THE FORMATION OF THE GIRLS’ ATTITUDE TO MOTHERHOOD IN THE PERIOD OF THEIR MOVING INTO ADULTHOOD. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):52-61. (In Russ.)

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)