Preview

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается необходимость исследования такого состояния педагога, как его эмоционально-личностное благополучие. Под эмоционально-личностным благополучием авторы статьи понимают актуальное целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Эмоционально-личностное благополучие предлагается изучать при помощи авторской методики СЭЛБ («Самооценка эмоционально-личностного благополучия»). В качестве психологических предикторов эмоционально-личностного благополучия / неблагополучия в данной статье анализируются адаптационные возможности, профессиональное выгорание и атрибутивный стиль. Рассмотрение в качестве предикторов эмоционально-личностного благополучия педагогов социально-демографических характеристик, таких как пол, возраст и образование, показало, что женщины-педагоги достоверно выше, по сравнению с представителями этой профессии мужского пола, оценивают свое эмоционально-личностное благополучие. Выявлена тенденция к снижению эмоционально-личностного благополучия педагогов с возрастом. Эмоционально-личностное благополучие молодыми педагогами (до 30 лет) оценивается более позитивно по сравнению с респондентами более старших возрастных групп. Еще одним социально-демографическим предиктором эмоционально-личностного благополучия является образование: более высоко его параметры оценивают педагоги с незаконченным высшим и высшим образованием. Установлена взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия педагогов с их адаптационными возможностями. Выявленные взаимосвязи параметров профессионального выгорания педагогов с показателями методики СЭЛБ свидетельствуют о том, что оно является значимым предиктором эмоционально-личностного неблагополучия. Взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия с оптимистическим или пессимистическим стилем атрибуции требует дополнительного исследования.

Об авторах

Л. В. Карапетян
Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Г. А. Глотова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Батурин Н. А., Бащкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. - 2013. - Т. 6. - № 4. - 413 с.

2. Бенко Е. В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности : дис. … канд. психол. наук. - Челябинск, 2017. - 183 с.

3. Березовская Р. А., Рут Е. И. Профессиональное благополучие как ресурс профессионального здоровья // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : мат-лы IV Междунар. науч. конф. : в 2-х томах. - 2016. - Т. 1. - С. 183-185.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

5. Данилова О. Ю. Психологические условия формирования эмоционального благополучия личности : дис. … канд. психол. наук. - Новосибирск, 2007. - 279 с.

6. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Рикель А. М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 3-14.

7. Зотова О. Ю. Психологическое благополучие личности : монография. - Екатеринбург : Гуманитар. ун-т, 2017. - 312 с.

8. Карапетян Л В., Глотова Г. А. Эмоционально-личностное благополучие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ин-та ГПС МЧС России, 2017. - 211 c.

9. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 94-101.

10. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С. 43-56.

11. Перунов Ю. Е. Исследование психометрических свойств опросника стиля атрибуции (SASQ) : ВКР маг. психол. - Екатеринбург, 2006. - 187 с.

12. Подольский А. И., Карабанова О. А., Идобаева О. А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. - 2011. - № 2. - С. 9-20.

13. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. - Саратов : Научная книга, 2008. - 268 c.

14. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. - Chicago : Aldine Publishing Co, 1969. - 318 р.

15. Diener E. The subjective experience of emotional well-being / E. Diener., R. J. Larsen in M. Lewis & J. M. Haviland (Eds) // Handbook of emotions. - New York : Guilford Press, 1993. - Р. 405-415.

16. Headey B., Kelley J., Wearing A. Dimensions of mental health: Life satisfaction, positive affect, anxiety and depression // Social Indicators Research. - 1993. - № 29. - Р. 63-82.

17. Ruff C. D., Keyes C. L. M The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - № 69 (4) - Р. 719-727.

18. Ryan R. M., Huta V., Deci E. L. Living well: A self-determination theory of Eudaimonia // Journal of Happiness Studies. - 2006. - № 9. - Р. 139-170.

19. Sauer W. J., Worland R., Mangen D. A., Peterson W. A. (eds.) Morale and Life Satisfaction // Research Instruments in Social Gerontology. Clinical and Social Psychology, University of Minnesota Press, Minneapolis. - 1982. - Vol. 1 - Р. 195-240.


Для цитирования:


Карапетян Л.В., Глотова Г.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):44-51.

For citation:


Karapetyan L.V., Glotova G.A. PECULIARITIES OF EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING OF TEACHERS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):44-51. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)