Preview

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности, нравственно-патриотического отношения к своей Родине подрастающего поколения. Также в статье представлена актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических качеств у студентов, выделены и обозначены основные ключевые понятия проблемы: так, «нравственность» определяется как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. В начале статьи обозначено проблемное поле исследования, которое заключается в необходимости и целенаправленной работе по воспитанию патриотизма, нравственно-патриотических качеств у современной молодежи. Представлены различные точки зрения на определение нравственного воспитания, под которым подразумевается социальный и педагогический процесс взаимодействия воспитателя и студента, воспитательной системы и воспитуемого, направленный на самоопределение и самосовершенствование воспитуемого в соответствии с нравственными ценностями. Раскрываются структура нравственно-патриотического воспитания, которая состоит из гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Выделяются факторы нравственного воспитания: семья как система и семейные отношения; стихийные: включающие спонтанно возникающие отношения, окружающие личность студента; педагогически организованная, творческая эмоционально-ценностная деятельность: труд, творчество, воспитывающие ситуации, слово педагога, гуманистические отношения в коллективе. Представленный теоретический анализ определил содержание концепции нравственно-патриотического воспитания, а именно - культурно-центрической концепции, ориентированной на формирование и поддержку социокультурного и образовательного пространства. В статье представлена и описана программа и план исследования, включающий описание трех экспериментов, выборки, методик и результатов. Основные направления программы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов: совершенствование содержания культурно-досуговой работы, нравственного, эстетического и физического воспитания, системы патриотического воспитания.

Об авторе

Е. С. Набойченко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2010. - 170 с.

2. Дериглазова Л. В. Результаты формирования гражданской идентичности в европейском союзе в 1997-2014 гг. // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 60-66.

3. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 14-18.

4. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис.. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 383 с.

5. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 45-49.

6. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

7. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 52-59.

8. Набойченко Е. С. Профессиональное воспитание в помогающих специальностях с позиции акмеологии // Сборник научных трудов кафедры психологии образования Института психологии. Вып. 12 / сост. Н. Н. Васягина ; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 28-50.

9. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. - 2012. - № 5. - С. 44-49.

10. Петрова Л. А. Формирование патриотизма [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - Март, 2012. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru // 2012/03/349.

11. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. - 2013. - С. 23-29.


Для цитирования:


Набойченко Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):25-32.

For citation:


Naboychenko E.S. FORMATION OF MORAL-PATRIOTIC principles IN STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):25-32. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)