Preview

Особенности процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме межкультурной коммуникативной компетенции. Целью статьи является отображение формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Для ее достижения был проведен анализ теоретических работ зарубежных и отечественных авторов по теме исследования. Процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции имеет свои особенности и состоит из четырех ступеней. Первая ступень характеризуется формированием компетентности и общекультурных компетенций, включающих умения и навыки. Вторая ступень помогает определить этническую идентичность и расширить границы иного образа мира. Имеется два уровня формирования образа мира. Первый уровень формируется благодаря родному языку, когда человек идентифицирует себя с нацией. Второй уровень связан с иностранным языком. Он формирует толерантное мышление, которое очень важно для коммуникации. Третья ступень связана с содержанием межкультурной коммуникативной компетенции и состоит из нескольких аспектов: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, социальной, стратегической, дискурсивной и личными качествами. Каждый аспект играет важную роль в формировании межкультурной коммуникативной компетенции. На четвертой ступени процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции завершается. Анализ теоретических исследований позволил рассматривать межкультурную коммуникативную компетенцию как многогранное понятие, включающее совокупность многих компетенций, вырабатывающее стратегию ведения диалога с представителями других культур в русле позитивного отношения к собеседнику и позволяющее создать положительный образ собеседника, умеющего сравнивать языки и культуры.

Об авторе

И. Н. Корзенникова
Восточно-Сибирский институт экономики и менеджмента
Россия


Список литературы

1. Алексеева О. В. Творчеcкие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся // Русский язык в школе. - 2010. - № 3. - С. 9-13.

2. Батаршев Ю. Н. Психология личности и общения. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

3. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. - М. : ИНЭК, 2007. - 327 с.

4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

5. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

6. Бондырева С. К., Мурашов А. А. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу культурному : учеб. пособие. - М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж : Модек, 2007. - 384 с.

7. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Три лингвострановедческие концепции лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы. - М. : Индрик, 2005. - 1040 с.

8. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы) : монография. - М. : Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.

9. Гавриленко Н. Н. Обучение переводу в сфере профессиональной коммуникации : монография. - М. : РУДН, 2008. - 175 с.

10. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

11. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М. : Академия, 2006. - 336 с.

12. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

13. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб. : КАРО, 2005. - 352 с.

14. Емельянов Ю. М. Обучение паритетному диалогу : учеб. пособие. - Л. : Редакционно-издательский совет Ленинградского университета, 1991. - 107 с.

15. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 104 с.

16. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 247 с.

17. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. - М. : Логос, 2003. - 384 с.

18. Исаева Т. Е. Речевая коммуникация в туризме : учеб. пособие с материалами на английском языке. - 2-е изд. - М. : Наука-Спектр,2012. - 240 с.

19. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М. : Наука, 1987. - 261 с.

20. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. - М. : Наука, 1990. - 108 с.

21. Краевский В. В. Методология педагогической педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 400 с.

22. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М. : Нальчик, 1996. - 96 с.

23. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М. : Изд-во Моск. психол. ин-та ; Воронеж : МОДЕК, 2003. - 536 с.

24. Милованова Л. А. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку в старших классах средней общеобразовательной школы : учеб-метод. пособие. - Волгоград : Перемена, 2004. - 127 с.

25. Милославская С. К. Русский язык как иностранный в истории становления европейского образа жизни : монография. - М. : Флинта : Наука, 2012. - С. 80.

26. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7. - С. 30-36.

27. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

28. Нестерова С. П. Формирование коммуникативно-профессиональной компетенции студента в образовательном процессе : монография. - Челябинск : ЧГАА, 2011. - 154 с.

29. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М. : ЭГВЕС, 2013. - 268 с.

30. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с.

31. Сафонова В. В. Русский и иностранные языки в фокусе поликультурного образования // Язык. Культура. Общение : сборник научных трудов в честь юбилея заслуженного профессора МГУ им. Ломоносова С. Г. Тер-Минасовой - М. : Гнозис, 2008. - С. 343-353.

32. Семенова Ю. Л. Формирование билингвальной коммуникативной компетенции учащихся в условиях диалога культур : дис. … канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2012. - 71 с.

33. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - С. 70-71.

34. Столяренко А. М. Психология и педагогика : учеб. для студ. вузов. - 3-е изд., доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543 с.

35. Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного неродного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1. - С. 42-47.

36. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 352 с.

37. Федорова О. В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов: на материале обучения иностранного языка : дис.. канд. пед. наук. - Саратов, 2003. - 228 с.

38. Халеева И. И. Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия (из опыта подготовки переводчиков) // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации : сборник статей МГЛУ. - С. 5-14.

39. Хуторской А. В. Технологии проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения : сборник научных трудов. - М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. - С. 65-79.

40. Цветкова Т. К. Теоретические основы построения курса обучения английскому языку межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации : сборнрик статей МГЛУ. - М., 1998. - С. 1.

41. Archibald John. Second language acquisition // Contemporary linguistics: an introduction / edited by William O’ Grady, Michael Dobrovsky, Francis Katamba. - Personal Education Limited, Edingburgh Gate Harlow, Essex, United Kingdome and Associated Companies throughout the world, 1997. - P. 503-539, 508-509.

42. Byram Michael Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. - Multilingual Matters Ltd, British Library Cataloging in Publication Data, 1997 - 124 p.

43. Lеvin Deena R., Adelman B. Mara Beyond language: cross-cultural communication: Prentice - Hall. - New Jersey : A Paramount Communications Company, Englewood Cliffs, 1993. - P. 17-18.

44. Mackenzie L., Wallace M. The Communication of Respect as a Significant Dimension of Cross-Cultural Communication Competence // Cross-Cultural Communication. - 2011. - Vol. 7. - № 3. - P. 10-18.

45. Stern H. H. Fundamental Concepts of Language Teaching. - Oxford : Oxford University Press, 1983. - P. 229.


Для цитирования:


Корзенникова И.Н. Особенности процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Педагогическое образование в России. 2018;(9):13-24.

For citation:


Korzennikova I.N. Peculiarities of cross-cultural competence formation process. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):13-24. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)