Preview

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В РФ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрено содержание наставничества как вида деятельности, представлены современные подходы к выделению типов наставников, их роли и функций в современных условиях. Основой для анализа послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, опыт крупных российских компаний в развитии системы наставничества для передачи опыта от действующих сотрудников к новым, а также наработки во взаимодействии педагогов с обучаемыми в вузовских, школьных и прочих образовательных организациях. В условиях необходимости качественного рывка отечественной системы экономических и производственных отношений показано, что роли наставника и наставляемого должны претерпеть значительные изменения. Одним из направлений определения векторов развития системы наставничества в будущем должен стать, по мнению авторов, такой элемент, как «лаборатория наставничества», которая позволит понять направления его трансформации с помощью использования специальных техник и практик. По авторскому мнению, сделать это можно в рамках новых институциональных структур в области наставничества: институтов, лабораторий, исследовательских центров и др. Одним из таких образований является Лаборатория наставничества, которая была сформирована в рамках соглашения между Фондом поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение», Уральским государственным экономическим университетом и Уральским государственным педагогическим университетом. Лаборатория наставничества организует проектирование развития кадрового потенциала территорий по следующим направлениям: выявление талантливых и мотивированных детей, обеспечение их дальнейшей мотивации к обучению и профессиональной ориентации; формирование совместно с предприятиями всех типов практических задач для детских и молодежных проектных групп; раннее профессиональное погружение на предприятия, разработка совместно с предприятиями и властью мер по удержанию и привлечению молодых людей и т. д.

Об авторах

Р. А. Долженко
Уральский государственный экономический университет
Россия


А. А. Сальцев
Уральский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Бевз Е. В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 9. - С. 8-10.

2. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 7. - С. 57-64.

3. Бутенко В. С., Бутенко О. С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4. -С. 248-255.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В. И. Даль ; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

5. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. - 2013. - № 4 (70). - С. 264-268.

6. Золотарева Н. Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога // Образование в современной школе. - 2012. - № 8. - С. 9-11.

7. Иванова Н. Л., Патоша О. И. Наставничество как фактор самоопределения личности в бизнесе // Психология обучения. - 2012. - № 12. - С. 88-99.

8. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

9. Липецкий Ю. Как убить двух зайцев одним выстрелом или наставничество в условиях бизнеса // Управление персоналом. - 2007. - № 4. - С. 64-67.

10. Лопарева Д. Наставничество: возрождаем традиции // Кадровик. - 2008. - № 2-2. - С. 19-28.

11. Материалы совместного заседания Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, 23 дек. 2013 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosman.ru/ politics?news=33753.

12. Спасибкина С. Н. Наставничество как институт психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2005. - № 94. - С. 114-119.

13. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным // Кадровик. - 2012. - № 9. - С. 77-83.

14. Урмина И. А., Горелова Н. Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. - 2010. - № 7 (61). - С. 85-94.

15. Buell C. Models of Mentoring in Communication // Communication review. - 2004. - № 53 (1). - P. 56-73.

16. Clutterbuck D. and Megginson D. Making Coaching Work: Creating a Coaching Culture. - London : CIPD, 2005.


Для цитирования:


Долженко Р.А., Сальцев А.А. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В РФ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):6-12.

For citation:


Dolzhenko R.A., Saltsev A.A. THE NEW DIRECTION OF MENTORING DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):6-12. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)