Preview

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Полный текст:

Аннотация

Данная работа является продолжением исследования, проведенного в предыдущей статье (см. [12]), в которой был осуществлен анализ учебных пособий по русскому языку как иностранному в контексте профессионально-ориентированного обучения и отмечена необходимость введения дидактических материалов, учитывающих будущую специальность учащихся. Автором рассматривается разработка концепции профессионально-ориентированного обучения, связанного с развитием новых подходов в теории обучения иностранным языкам, возникновением новых современных технологий и увеличением количества иностранных студентов в российских вузах. В военных вузах обучение, в основном, ведется по методическим разработкам, составленным коллективом преподавателей кафедры, что обусловливается отсутствием универсального учебного пособия, ориентированного на ту или иную военно-инженерную специальность (строитель, механик, электрик). Как показал анализ учебных пособий, осуществленный в предыдущей статье (см. [12]), существующие на сегодняшний день пособия по русскому языку как иностранному не учитывают военную специфику. Автором описана концепция профессионально-ориентированного обучения, отмечены отличительные черты учебного пособия для иностранных военнослужащих инженерного профиля, чему предшествовала оценка лингвистических и экстралингвистических факторов (учебный план подготовки курсантов основных курсов ТВВИКУ, предполагаемый уровень владения русским языком на этих курсах и т. д.). В статье отмечаются принципы построения и особенности содержания учебного пособия, включающего в себя профессионально-ориентированные тексты для чтения (инженерный профиль) и задания, составленные на основе научного стиля, а также выделяются решаемые задачи. Автором перечислены основные темы уроков, соответствующие названию текстов; описаны разделы учебного пособия; представлены примеры формулировок заданий на активизацию лексико-грамматического и содержательного материала, дан их методический комментарий; включены задания для промежуточного контроля. В заключение отмечается важность профессионально-ориентированного обучения, достоинства и перспектива внедрения учебного пособия для иностранных военнослужащих инженерного профиля в учебный процесс.

Об авторе

А. Э. Массалова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова
Россия


Список литературы

1. Brown G., Yule G. Teaching the Spoken Language. - Cambridge University Press, 1999. - 162 p. - (Cambridge Language Teaching Library).

2. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. - М. : Рус. яз., 1990. - 167 с.

3. Битехтина Г. А. Об учете некоторых параметров при создании учебника русского языка (к созданию базового курса русского языка) // Лингводидактические аспекты описания языка и гибкая модель обучения. - М. : Рус. яз., 1997. - 116 с.

4. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). - М. : Рус. яз., 1984. - 144 с.

5. Галеева М. М., Журавлева Л. С., Нахабина М. М., Протасова Т. Н., Шипицо Л. В. Старт - I, II : учебник русского языка для подготовительных факультетов вузов СССР. - М. : Рус. яз., 1977. - 490 с.

6. Гомбо Ж. Методические основы учебного пособия по русскому языку для студентов-нефилологов (Курсантов военно-учебных заведений Монголии) : дис.. канд. пед. наук. - Москва, 1999. - 182 c.

7. Дзюба Е. В., Массалова А. Э. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного // Филологический класс. - 2017. - № 3 (49). - С. 41-47.

8. Жуковская Е. Е., Золотова Г. А., Леонова Э. Н., Мотина Е. И. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. Методическое руководство. - М. : Рус. яз., 1985. - 304 с.

9. Зуев Д. Д. Школьный учебник. - М. : Педагогика, 1983. - 240 с.

10. Костерина Э. В. Специфика обучения русскому языку иностранных военнослужащих на основных курсах вуза инженерно-технического профиля // Вестник МГОУ. Серия : Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 59-67. - Doi: 10.18384/2310-7219-2016-1-59-67.

11. Крылова В. П. Структура и содержание учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов младших курсов строительных вузов // Вестник МГСУ. - 2011. - № 2. - С. 431-435.

12. Массалова А. Э., Дзюба Е. В. Особенности и содержание профессионально ориентированного обучения при изучении русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 99-105.

13. Николенко Е. Ю. Современные методы обучения как основа создания учебного комплекса по русскому языку для иностранных учащихся: Начальный этап обучения : дис.. канд. пед. наук. - М., 2005. - 246 c.

14. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М. : Рус. яз., 1981. - 248 с.

15. Степанова Е. М. Русский язык для всех : учебник / Е. Степанова, З. Иевлева, Л. Трушина ; под ред. В. Костомарова ; науч.-метод. центр рус. яз. - Москва : Прогресс, 1970. - 207 с.

16. Черемисина Н. В. К обоснованию общей концепции системы учебников и учебных пособий по русскому языку для нерусской аудитории // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного. - М., 1981. - 288 с. - С. 90-108.

17. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М. : Высшая школа, 2003. - 334 с.


Для цитирования:


Массалова А.Э. КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):197-203.

For citation:


Massalova A.E. THE CONCEPT OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN MILITARY PERSONNEL IN THE ENGINEERING FIELD. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):197-203. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)