Preview

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ПРОЦЕССЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования ответственности за результаты учебной деятельности студентов среднего профессионального образования в процессе дуального обучения. Предлагается авторская трактовка понятия «ответственность». Показано формирование ответственности студента в дуальной форме профессионального обучения. Определены признаки и показатели сформированности ответственности. Выявлена взимосвязь между дуальным обучением и формированием ответственности обучающихся. Ответственность предполагает отношение зависимости человека от чего-то очень важного в его жизни. Свобода действий возможна при наличии ответственности, которая означает возможность лишиться чего-то важного: работы, должности, материальных благ. Если же нет ответственности, то нет и свободы воли, свободы выбора, принятия решения, свободы действия, то есть нет вменения и вины. Без возможности лишиться чего-либо ответственность не наступает. Сущность ответственности составляют совокупность важнейших ценностей, которых человек может лишиться из-за неподготовленности или халатности в выполнении служебных обязанностей. Это личностное качество человека, определяющее его способность заранее осознавать соответствие результатов своих действий поставленным целям и общественным нормам. Это готовность лишиться карьеры, репутации, материальных благ, свободы и даже жизни, если будут нарушены эти нормы. Для формирования ответственности за результат учебной деятельности студентов СПО необходимо в учебном процессе ставить перед студентами целостные задачи и создавать ситуации, ориентированные на реальное производство, предоставлять им возможность для самостоятельной активной работы с опорой на их жизненный опыт - это деятельностные технологии. Одним из подходов к решению данной проблемы, на наш взгляд, является идея включения в образовательный процесс технологи дуального обучения.

Об авторах

С. А. Днепров
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Е. В. Шорохова
Ишимский многопрофильный техникум
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М. : Мысль, 1991.

2. Абрамовских Н. В., Новая Э. М. К вопросу формирования социальной ответственности у студентов // Преподаватель XXI век. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 37-40.

3. Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01. - Чита, 2012. - 434 с.

4. Байлук В. В. Свобода ответственности и социальная ответственность студентов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2. - С. 7-23.

5. Баурова Ю. В. Основы формирования социальной ответственности студента современного ВУЗА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16. - № 3. - С. 338-343.

6. Борцова М. В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект : монография. - Славянск-на-Кубани : Издательский центр СГПИ, 2007. - 125 с.

7. Богатская Е. Ю., Невольникова С. В. Воспитание ответственности как компонента профессиональной компетентности // Преподаватель высшей школы в ХХI веке. Труды Международной научно-практической Интернет-конференции / отв. ред. И. В. Одарюк, Т. Е. Исаева ; РОСЖЕЛДОР ; ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». - 2014.

8. Братухина Е. В. Проблемы современного педагогического образования // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). - 2017. - № 57-12. - С. 52-58.

9. Викулина М. А. Ответственность студента за успешное обучение - залог качества подготовки будущего специалиста // Научный поиск. - 2013. - № 2.4. - С. 69-70.

10. Гревцева Г. Я. Воспитание ответственности подростков в процессе гражданского образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование. Педагогические науки. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 58-67.

11. Донева О. В. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - Пятигорск, 2014. - 202 с.

12. Дегтярева Т. Н. Социальная ответственность студента как фактор становления личности студента среднего профессионального образования // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 1. - № 11. - С. 101-102.

13. Калашникова М. М. Ответственность личности как объект исследований в отечественной психологии // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 19. - С. 156-165.

14. Лямин А. В. Критерии проявления ответственности у студентов ВУЗА // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 1. - С. 21-23.

15. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л. : Наука, 1983.

16. Муконина М. В. о профессиональной ответственности как категории психологии отношений и трудовом поведении // Высшее образование для XXI века. Доклады и материалы / отв. ред. А. Л. Журавлев. - 2013. - С. 79-83.

17. Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам IV междунар. заочной науч.-практ. конф. - М. : Изд. «МЦНО», 2017. - № 2 (4). - 126 с.

18. Николаева Л. П. Социальная ответственность студента: генезис понятия // Наука и образование транспорту. - 2011. - № 1. - С. 203-204.

19. Ореховский А. И. Философия ответственности: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. - ООО «ТД Алгоритм», 2015.

20. Ответственность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2010.

22. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

23. Прядеин В. П. К соотношению социальной ответственности и ответственности личности // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения : материалы VII Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. - Екатеринбург, 2015.

24. Пшеничная В. В. Формирование ответственности как общей компетенции студентов в системе среднего профессионального образования : дис. … канд. пед. наук : 19.00.07. - Москва, 2014. - 160 с.

25. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Минск : Современное слово, 2005.

26. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. - 2016. - № 2.

27. Славина Л. С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений. - М. : Педагогика, 1961.

28. Спасская И. Ю. Формирование профессиональной ответственности рабочего в дуальном обучении : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - Оренбург, 2018. - 205 с.

29. Спиркин А. Г. Философия. - М. : Гардарики, 2000.

30. Сухинская Л. А. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах различного уровня развития // Вопросы психологии. - 1978. - № 2.

31. Усачева А. Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности. - Волгоград : ВГПИ, 2011.

32. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dualnaya-sistema-obrazovaniya-kak-osnova-podgotovki-spetsialistov.

33. Фартухова Г. В. Социальная ответственность личности и атеизм. - М. : Педагогика, 1980.

34. Философско-педагогические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова. - М., 1981.

35. Фромм Э. Психоанализ и этика. - Минск : Академия, 1993.

36. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/slovari.

37. Шепетько Д. В. Оценка уровня профессиональной ответственности личности в процессе обучения // Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей, Орел, 5-6 февраля 2009 г. / науч. ред. И. А. Ивашова. - Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры ; ПФ «Оперативная полиграфия», 2009.

38. Шушерина О. А. Формирование ответственности как профессионально-значимого качества у студентов вуза : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 - Красноярск, 1999.


Для цитирования:


Днепров С.А., Шорохова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ПРОЦЕССЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):169-181.

For citation:


Dneprov S.A., Shorokhova E.V. PECULIARITIES OF RESPONSIBILITY FORMATION OF FUTURE MID-LEVEL PROFESSIONALS IN THE DUAL TRAINING. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):169-181. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)