Preview

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РЕШЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена обсуждению подходов к оценке результативности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Анализ используемых и описанных в информационных источниках подходов выявляет ряд их недостатков. Во-первых, ни в одной схеме оценивания не ставится и не обсуждается вопрос целесообразности и оправданности использования педагогом того или иного средства ИКТ. Во-вторых, в них не проводятся различия между понятиями «результативность» и «эффективность», не учитываются ресурсные затраты (финансо-вые, расходы времени преподавателя), связанные с применением ИКТ в учебном про-цессе. В-третьих, оценки строятся, в основном, по технологическим или администра-тивным критериям, не затрагивая педагогических оснований использования ИКТ. Ав-тором выдвигается и обосновывается ряд принципов, которые для педагога могут вы-ступать в качестве основания для выбора той или технологии. Принцип превалирова-ния дидактики над технологией: первичной является дидактическая задача, а не техно-логия; роль технологии состоит в обеспечении заведомо и гораздо более успешного ее решения, чем традиционные методы. Принцип явного преимущества: применение ИКТ должно обеспечить явное улучшение какой-либо стороны существующего учебного процесса. Принцип ресурсной оправданности: в первую очередь следует развивать и внедрять те направления использования ИКТ в учебном процессе, которые имеют бо-лее высокую ресурсную эффективность. Принцип технологической актуальности: в учебном процессе должны использоваться ИКТ и образовательные материалы, отвеча-ющие современному уровню технологического и методического развития. Принцип систематичности: достижение любой поставленной дидактической цели требует систе-матического использования ИКТ. Приводятся примеры, иллюстрирующие следствия из перечисленных принципов. На основании описанных принципов предлагается схема оценивания результативности применения ИКТ в обучении. Схема предусматривает два уровня оценивания - отдельного средства (технологии) и комплекса средств.

Об авторе

Б. Е. Стариченко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. сайтов, с которыми школьная программа станет проще и интереснее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/12/08/35-sajtov-s-kotorymi-shkolnaya-programma-stanet-proshhe-i-interesnee/ (дата обращения: 14.05.2018).

2. Анализ результатов исследования по оценке эффективности использования и востребованности ЭОР в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: мониторингмрсо.рф/public/docs/ispolzovanie_ikt_i_eor.docx (дата обращения: 14.05.2018).

3. Гордон Л. Г. Информационные технологии в образовании для общества знаний: существует ли универсальный ключ? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/ Monitoring/gordon_IKT-obraz.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» от 28 сентября 2015 № 1390-ст [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - М. : Стандартинформ. 2015. - 48 с. - Режим доступа: http://www.gociss.ru/doc/GOST_R_ISO_9000-2015.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

5. Елисеев И. Н. Методология оценки уровня компетенций студента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.labrate.ru/20121120/eliseev_i_n_stud_competencies.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

6. Коган М. С., Уайндстейн Е. В. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6. - № 20. - С. 19-28. - Doi: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.2.

7. Конопатова Н. К. К вопросу об оценке эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/35/1524815242c6edf510cc460f7491e61a83356396fd/Konopatova.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

8. Корчажкина О. М. К оценке эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий // Информатика и ее применение. - 2015. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 106-117. - Doi: https://doi.org/10.14357/19922264150110.

9. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие. - Оренбург : ОГУ, 2012. - 291 с.

10. Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/3c0/3c00dfeb5759f1966fc019f83351b706.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

11. Методика оценки эффективности использования средств ИКТ в процессе обучения согласно требованиям ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educaltai.ru/upload/iblock/faf/1437_28.08.15.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

12. Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/educ.htm (дата обращения: 04.05.2018).

13. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. - Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/12/18.html (дата обращения: 21.05.2018).

14. Прибылова Н. Н., Барбашина Т. А., Прусакова О. Ю. Оценка эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий в последипломном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 114-117.

15. Рубин Ю. Б., Соболева Э. Ю. Оценка качества применения ИКТ в образовании: мировой опыт и российские реалии [Электронный ресурс] // Открытое образование. - 2015. - № 1. - С. 12-18. - Режим доступа: http://openedu.rea.ru/jour/article/viewFile/13/15 (дата обращения: 14.05.2018).

16. Стариченко Б. Е. Применение технологий мобильного тестирования в учебном процессе УрГПУ // Информатизация образования и методика электронного обучения : мат. I Междунар. н. к. 27-30 сент. 2016 г. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - С. 24-29.

17. Стариченко Б. Е., Егоров А. Н. Активизация учебной деятельности студентов на лекциях с использованием аудиторной системы обратной связи // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 149-152.

18. Стариченко Б. Е., Сардак Л. В., Стариченко Е. Б. Система управления обучением на основе облачной платформы Google for Education // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 130-140.

19. Чередниченко В. Н. Критерии оценки эффективности внедрения ИКТ в образовательный процесс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-22.html (дата обращения: 14.05.2018).

20. Hype cycle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Hype_cycle (дата обращения: 14.05.2018).

21. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer didactics. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2013. - 184 p.


Для цитирования:


Стариченко Б.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РЕШЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):153-162.

For citation:


Starichenko B.E. PEDAGOGICAL APPROACH TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SOLUTION OF EDUCATIONAL PROBLEMS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):153-162. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)