Preview

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье с позиции особенностей глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигмы представлен обзор исследований отечественных педагогов, посвященных одному из примеров современных информационно-коммуникационных технологий - технологий мобильного обучения. В качестве предмета обзора и анализа выбрана и описана характеристика «современности» образовательных технологий, связанная, с точки зрения авторов статьи, прежде всего, с конкретизацией и установлением соответствия деятельностного аспекта образовательной технологии идеологии нормативных документов. Обращается внимание на путь обоснования педагогами результатов выделения преимуществ рассматриваемой технологии, который, в основном, характеризуется с технологических позиций. Показывается, что такой путь является односторонним, так как не учитывает весь веер взаимосвязей всех компонентов образовательной технологии, а также возможности реализации совместной деятельности всех участников образовательного процесса. С позиции ФГОС высшего образования, Профессионального стандарта педагога в рамках компетентностного подхода предлагается иной путь обоснования возможностей реализации принципов использования информационно-коммуникационных технологий для технологии мобильного обучения, сущность и логика которого состоит в следующем: дви-жение от цели, дидактической задачи обучения к конкретизации и характеристике компо-нентов индивидуального и совместного видов деятельности преподавателя и обучающихся, далее - к анализу возможностей реализации этих видов деятельности с помощью средств мобильного обучения и, наконец, - к заключению о дидактических возможностях рассмат-риваемой технологии. В рамках предложенной идеологии проведен анализ деятельностного аспекта технологии мобильного обучения не только с позиции совершенствования деятельности преподавателя, но и с точки зрения конкретизации индивидуальной деятельности студента (с указанием возможностей реализации и других форм совместной деятельности). Этот анализ позволил сформулировать вывод об образовательной ценности, педагогической целесообразности, дидактической значимости и методической эффективности технологии мобильного обучения.

Об авторах

А. В. Слепухин
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. Н. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бондаренко Н. Г. Дидактические свойства и функции мобильного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: www.science-education.ru/120-15552 (дата обращения: 11.11.2017).

2. Голицына И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный ресурс] / И. Н. Голицына, Н. Л. Половникова // Образовательные технологии и общество. - 2011. - V. 14. - № 1. - C. 241-252. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/pdf/1r.pdf (дата обращения: 08.12.2017).

3. Горюнова Л. В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 6. - С. 31-36.

4. Горюнова М. А. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС / М. А. Горюнова, М. Б. Лебедева // Человек и образование. - 2016. - № 4 (49). - С. 91-95.

5. Долинер Л. И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 344 с.

6. Кувшинов С. M-learning - новая реальность образования // Высшее образование в России. - 2007. - № 8. - С. 75-78.

7. Кудрявцев А. В. Особенности использования мобильных устройств в учебном процессе вуза // Формирование инженерного мышления в процессе обучения : материалы Всероссийской научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 83-93.

8. Кудрявцев А. В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 66-70.

9. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании : автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 46 с.

10. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н г. Москва. - Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/12/18.html (дата обращения: 13.12.2017).

12. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. - Народное образование, 2006.

13. Семенова И. Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий : учебное пособие / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - Ч. 2. Методология использования образовательных технологий. - 144 с.

14. Семенова И. Н. Исследование сущности понятия «метод обучения» в «Современной (глобальной информационно-коммуникационной)» образовательной парадигме // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 112-119.

15. Слепухин А. В. Проектирование компонентов методики формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов в условиях использования виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 82-90.

16. Слепухин А. В. Проектирование компонентов технологии мобильного обучения студентов педагогических специальностей / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова, Е. Н. Эрентраут // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 81-89.

17. Стариченко Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 6-15.

18. Стариченко Б. Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 97-103.

19. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 57-71.

20. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

21. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (программа бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 03.05.2018).

22. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (программа магистратуры) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/3/553 (дата обращения: 03.05.2018).

23. Semenova I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2014. - 156 p.

24. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer didactics : monograph. - Yelm, WA, USA : Science book Publishing House, 2013. - 184 p.


Для цитирования:


Слепухин А.В., Семенова И.Н. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):145-152.

For citation:


Slepukhin A.V., Semenova I.N. DIDACTIC OPPORTUNITIES OF MOBILE TRAINING AS MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY FROM THE VIEWPOINT OF THE ACTIVE AND COMPETENCE APPROACHES. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):145-152. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)