Preview

АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДА В ЗАДАННОМ КЛАССЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье описан алгоритм конструирования методов обучения для современной глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигмы. Представленный результат связан с решением следующих проблем современной дидактики, определенных необходимостью достижения новых результатов образования и новых профессиональных действий педагога: разработка новых методов обучения, разработка новых целевых классификаций для распределения описанных в классической дидактике методов обучения, разработка новых целевых классификаций для совокупности описанных и новых методов обучения, разработка новых методов внутри выделенных (описанных, установленных) классов методов обучения. Решение задачи, связанной с построением алгоритма конструирования методов обучения, проведено с позиции трактовки «метода обучения» как структуры конечного числа элементов и деятельностной композиции обучающего. Для выделенного понимания «метода обучения» описано ядро структуры методов обучения, состоящее из сознательных и приспособительных операций, целерациональных логических, технических и кинестетических действий, приемов и средств. Теоретический базис конструирования составляют: учет характера деятельности субъектов, использующих метод обучения (объективная и субъективная части), направленность степени общности при включении в метод приемов, внешние и внутренние системообразующие факторы, логическая следовательность. В основу технической составляющей конструирования «метода обучения» положены процедуры агрегирования (составление метода из структурных элементов) и дезагрегирования (разложение методов обучения на структурные элементы). Представленный алгоритм является вариантом основы для конструирования методов обучения и содержит действия выбора и экспертизы. Осуществление выбора определяется педагогическим контентом, который задает цели обучения, психолого-педагогические особенности контингента обучающихся и др. Экспертиза подразумевает построение оценочного суждения в условиях конвенциально-ролевой рефлексии.

Об авторе

И. Н. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

3. Лапенок М. В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. - Москва, 2014. - 43 с.

4. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н. - Режим доступа: www.rosmintrud.ru /docs/mintrud/../PS (дата обращения: 10.04.2018).

5. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учеб. пособ. для студентов. - М. : Просвещение, 2002. - 224 с.

6. Семенова И. Н. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Образование и наука. - 2013. - № 5. - С. 95-113.

7. Семенова И. Н. Исследование сущности понятия «метод обучения» в «Современной (глобальной информационно-коммуникационной)» образовательной парадигме // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 112-119.

8. Семенова И. Н. Приемы организации информационно-поисковой и аналитико-синтетической деятельности для подготовки студентов к проведению научного исследования в дидактической среде современного информационно-коммуникационного пространства // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 106-110.

9. Семенова И. Н. Конструирование методов обучения для «Современной глобально-информационной» образовательной парадигмы // Сибирский учитель. - 2018. - № 1 (116). - С. 51-57.

10. Семенова И. Н. Конвенциально-рефлексивная система экспертирования для формирования у студентов педагогических вузов умений составлять и оценивать методы обучения в современной дидактической среде / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин, Е. Н. Эрентраут // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 120-129.

11. Слепухин А. В. Изменение элементов методики формирования ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов с учетом функциональной карты профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 111-119.

12. Стариченко Б. Е. Проектирование диссертации магистра образования : учебное пособие / Б. Е. Стариченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин. - СПб. : Издательство «Лань», 2016. - 208 с.

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 71044750/#friends (дата обращения: 11.04.2018).

14. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 10.04.2018).

15. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer didactics. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2013. - 184 p.


Для цитирования:


Семенова И.Н. АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДА В ЗАДАННОМ КЛАССЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):132-137.

For citation:


Semenova I.N. ALGORITHM OF CONSTRUCTION OF METHOD IN THE ASSIGNED CLASS OF METHODS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):132-137. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)