Preview

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕРОДНОМ ЯЗЫКЕ ОБЩЕНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Полный текст:

Аннотация

В работе анализируются проблемы разработки и применения электронных учебно-методических материалов по общенаучным дисциплинам, адаптированных для обучения на неродном языке. Традиционные образовательные ресурсы для обучения на родном русском языке не соответствуют педагогическим условиям обучения иностранных студентов в смешанных группах. Учебные тексты для обучения на неродном языке должны быть адаптированы к специфическим требованиям в дидактическом, лингвометодическом и когнитивном аспектах. Для обучения студентов общенаучной дисциплине на русском языке как неродном предлагается разрабатывать учебно-методические материалы на основе следующих рекомендаций: (1) проектировать цикл лабораторных работ, обеспечивающий достаточный уровень формирования компетенций; в содержании каждой работы выделить 2-3 укрупненных задания, направленных на формирование важных знаний / умений и 1-2 самостоятельных задания на закрепление / расширение умений; (2) тексты учебно-методических материалов конструировать в краткой форме, в обоснованных для предметного содержания и ограниченных в количественном отношении функционально-стилевых конструктах; (3) методические указания по выполнению лабораторных работ сопроводить пошаговыми скриншотами с методическими визуальными подсказками; (4) сложные для описания части учебных работ дублировать скринкастами; (5) скринкасты методически обработать - добавить комментарии или субтитры на русском языке и языке-посреднике, подсветку кликов мыши, отображение пути курсора. Учебно-познавательная деятельность с использованием разработанных материалов может осуществляться обучающимся в комфортном темпе, в условиях снижения влияния языкового барьера на результат и повышения доступности и понятности содержания за счет снятия части информационной нагрузки с текста и передачи ее визуальным средствам представления информации по предмету.

Об авторах

А. М. Лозинская
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. В. Лапенок
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. В. Рожина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов [Электронный ресурс] : сборник научно-методических трудов. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 276 с. - Режим доступа: http://imop-spbspu.web3.eyetronic.ru/userfiles/file/Actualnie_voprosi_CMYK _bez_risok.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

2. Гудкова С. А., Буренкова Д. Ю. Перспективы практической реализации CLIL-технологии в учебной среде вуза [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2015. - № 2 (21). - С. 34-37. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23935675 (дата обращения: 15.06.2018).

3. Изотова О. В. Некоторые подходы к обучению иностранных студентов [Электронный ресурс] // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2007. - № 116. - С. 71-77. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=12845963 (дата обращения: 15.06.2018).

4. Козырева А. В., Колпакова С. В., Бурлакова Е. А. Особенности обучения иностранных студентов математике // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8. - № 4-2. - С. 128-133.

5. Коробкова С. А. Опыт обучения физике иностранных студентов в медицинских вузах России[Электронный ресурс] // Дискуссия. - 2015. - № 11 (63). - С. 127-132. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25005193 (дата обращения: 15.06.2018).

6. Коробкова С. А., Смыковская Т. К. Специфика обучения иностранных студентов физике и математике в вузах России [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7 (120). - С. 63-68. - Режим доступа: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 15.06.2018).

7. Куркина М. П., Власова О. В. Инновационные педагогические технологии в решении проблем адаптации иностранных студентов к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5 (часть 3). - С. 560-564. - Режим доступа: https://www.top-technologies.ru/ru/article/ view?id=35953 (дата обращения: 15.06.2018).

8. Кутузова Г. И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов [Электронный ресурс]. - СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2008. - 379 с. - Режим доступа: http://elib.spbstu.ru/ dl/1706.pdf/download/1706.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

9. Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты : материалы Всероссийского семинара. - Томск : Изд-во ТПУ, 2008. - Т. 1. - 365 с.

10. Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ [Электронный ресурс] / под ред. Д. Г. Арсеньева, О. В. Дороховой, А. И. Сурыгина. - СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2005. - Вып. 3. - 172 с. - Режим доступа: http://elib.spbstu.ru/dl/1698.pdf/download/1698.pdf (дата обращения: 15.06.2018). - Серия «Проблемы обучения иностранных студентов».

11. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе [Электронный ресурс] // Язык и культура. - 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-organizatsii-protsessa-obucheniya-po-spetsialnosti-inostrannyh-studentov-v-vuze (дата обращения: 15.06.2018).

12. Родионова И. П. Адаптация языка учебных текстов по биологии для иностранных студентов предвузовского этапа обучения к уровню владения русским языком [Электронный ресурс] // Материалы межвузовской научно-методической конференции «Международное образование: теоретические и прикладные аспекты». - Воронеж, 2006. - С. 75-77. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ query_results.asp(дата обращения: 15.06.2018).

13. Сакаева Л. Р., Баранова А. Р. Методика обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Казань, 2016. - 189 с. - Режим доступа: https://repository.kpfu.ru/ ?p_id=153957 (дата обращения: 15.05.2017).

14. Стратегия и практика обучения иностранных граждан в инновационном университете [Электронный ресурс] // Сборник материалов Всероссийского семинара (с международным участием). - Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. - 292 с. - Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/ c/2012/C35/ C35.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

15. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке [Электронный ресурс]. - СПб. : Издательство «Златоуст», 2000. - 233 с. - Режим доступа: http://elib.spbstu.ru/dl/1721.pdf/ download/1721.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

16. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : МАДИ, 2015. - 132 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24624425 (дата обращения: 15.06.2018).

17. Чуваева К. М., Сурыгин А. И. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции иностранных абитуриентов в учебно-научной сфере общения на начальном этапе подготовки в вуз [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. - № 1 (191). - С. 44-58. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21490647 (дата обращения: 15.06.2018).

18. Arkoudis S., Watty K., Baik C., Yu X., Borland H., Chang S., Lang I., Lang J., Pearce A. Finding common ground: enhancing interaction between domestic and international students in higher education [Electronic resource] // Teaching in Higher Education. - 2013. - Vol. 18 (3). - P. 222-235. - Mode of access: https://melbourne-cshe.unimelb.edu.au /_data/assets/pdf_file/0010/2297206/FindingCommonGround_web.pdf (date of access: 15.06.2018).

19. Brett J., Behfar K., Kern M. C. Managing multicultural teams [Electronic resource] // Harvard Business Review. - 2006. - Nov. 84 (11). - P. 89-96. - Mode of access: https://hagenberg.elearning. fhooe.at/pluginfile.php/278667/mod_resource/content/1/Managing%20Multicultural%20Teams%20%28Harvard%20Business%20Review%29.pdf (date of access: 15.06.2018).

20. Macgregor A., Folinazzo G. Best Practices in Teaching International Students in Higher Education: Issues and Strategies [Electronic resource] // TESOL Journal Editorial Staff. - 2017. - Vol. 9 (2). - P. 299-329. - Mode of access: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/tesj.324 (date of access: 15.06.2018).


Для цитирования:


Лозинская А.М., Лапенок М.В., Рожина И.В. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕРОДНОМ ЯЗЫКЕ ОБЩЕНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):96-106.

For citation:


Lozinskaya A.M., Lapenok M.V., Rozhina I.V. METHODOLOGY OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR LEARNING GENERAL SCIENTIFIC DISCIPLINES IN NON-NATIVE LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):96-106. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)