Preview

КОГНИТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Проблема отечественного образования не только в бюрократической вертикали управления образованием, проблема еще и в мотивации. Авторы подтверждают, что нужно кардинально менять педагогическую и психологическую составляющую подготовки учителей, содержание общепрофессиональной (прежде всего психолого-педагогической и мето-дической) подготовки. Дано обоснование, почему изменение содержания и организации учебного процесса необходимо осуществлять на основе представлений о когнитивном портрете обучаемого. В работе предложена когнитивно-информационная педагогическая парадигма на основе объединения когнитивных, информационных и педагогических технологий. Приводится краткий обзор работ, посвященных когнитивному подходу в обучении, и ставится задача формирования у студента устойчивых когнитивных схем с помощью специальной обучающей среды - коммуникационной сети коллективного обучения. Для реализации методики когнитивного обучения предлагается создание групповой коммуникационной сети, узлами которой являются обучающиеся, сам преподаватель в роли фасилитатора и облачное хранилище всех необходимых материалов. Приведены факторы, способствующие повышению уровня мотивации изучения студентами учебного материала. В качестве одного из мотиваторов изучения дисци-плины - методика обучения математике - предложено использовать кроссплатформенный онлайновый процессор знаний WolframAlpha®, ко-торый позволяет студенту выполнять различные задания (в том числе, ис-следовательского плана) не только по математике, но и в области науки и технологий, повседневной жизни человека и общества. Таким образом, систематическая работа методами когнитивного обучения в соответствии с целями и задачами учебного процесса способствует формированию широкого спектра навыков оперирования понятиями, а также учебными действиями.

Об авторах

Т. Л. Блинова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. Е. Подчиненов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Авдеева З. К., Коврига С. В., Макаренко Д. И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) // Сборник статей по материалам 6-й межд. конф. «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций». - М. : Институт проблем управления РАН, 2006. - С. 41-54.

2. Александров Ю. А. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. - 2012. - № 6. - С. 5-19.

3. Афанасьева В. В. Пять признаков тяжелой болезни высшего образования [Электронный ресурс] // Сайт ИА «Взгляд инфо». - 2017. - 10 апреля. - Режим доступа: http://www.vzsar.ru/ news/2017/04/10/professor-sgy-rasskazala-glave-minobrnayki-o-krizise-vysshei-shkoly.html; lawinrussia.ru (дата обращения: 05.04.2018).

4. Ахметова Л. В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып. 7 (85). - С. 48-52.

5. Блинова Т. Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8 (в печати).

6. Болбаков Р. Г. Когнитивные методы оценки качества образования // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - № 1 (13). - С. 34-39.

7. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 32-40.

8. Горкальцева Е. Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2 (5).

9. Меськов В. С., Мамченко А. А. Оценка качества образования: социологический подход // Образовательные технологии. - 2011. - № 2. - С. 16-36.

10. Семенова И. Н. Моделирование расширенной системы методов обучения «современной» образовательной парадигмы в смешанной модели обучения студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 67-76.

11. Стариченко Б. Е., Сардак Л. В., Стариченко Е. Б. Система управления обучением на основе облачной платформы Google for education // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 130-139.

12. Усольцев А. П. Бюрократизм как индикатор системных противоречий системы образования // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 3. - С. 9-32.

13. Цветков В. Я. Когнитивные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 1 (13). - С. 32-42.

14. Чошанов М. А. Бессмысленная гонка. Российские ученые проигрывают еще на старте [Электронный ресурс] // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» - Научная политика. - 2017. - № 3. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/22137/ (дата обращения: 12.04.2018).

15. Швецов Ю. Г. О бюрократизации и застое в образовательном и научном секторах непроизводственной сферы РФ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2017. - № 37. - С. 265-273.

16. Ertmer P. A., Newby T. J. Behaviorism, cognitivism, constructivism: Comparing critical features from an instructional design perspective // Performance Improvement Quarterly. - 1993. - № 6 (4). - P. 50-72.

17. Tsvetkov V. Ya. Intelligent control technology // Russian Journal of Sociology. - 2015. - Vol. (2). - Is. 2. - Р. 97-104.


Для цитирования:


Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. КОГНИТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):49-54.

For citation:


Blinova T.L., Podchinenov I.E. COGNITIVE-INFORMATIONAL PARADIGM OF LEARNING. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):49-54. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)