Preview

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время продолжается процесс реформирования системы основного общего и среднего общего образования, одним из направлений которого явилось уточнение основных образовательных результатов. Основным образовательным результатом освоения предметной области «Математика» является сформированность у обучаемых способностей: логически рассуждать, устанавливать коммуникации, моделировать различные процессы и объекты реальной действительности. Одним из условий успешного формирования выделенных способностей является развитие у обучаемых мыслительных операций с помощью специально подобранных заданий. Обосновано, что такими заданиями могут являться кейс-задания практического, обучающего и исследовательского типов. В статье описана расширенная характеристика содержательной составляющей различных типов кейс-заданий в предметной области «Математика» в зависимости от ступени обучения. Проиллюстрировано влияние выделенных типов кейс-заданий на развитие мыслительных операций обучаемых в зависимости от ступени обучения. На основе соотнесения типов кейс-заданий с выделенными мыслительными операциями показано, что наиболее рациональным для развития мыслительных операций на всех ступенях обучения математике и для более широкого контингента обучаемых является использование практических кейсов, поскольку данный вид кейс-заданий позволяет организовать не только работу с их математическим содержанием, но и способствует погружению обучающихся в практико-ориентированные жизненные ситуации. Делается вывод о том, что использование кейс-заданий в процессе обучения математике позволяет развивать наибольшее количество мыслительных операций школьников, способствует формированию умений обучающихся, направленных на достижение основного образовательного результата в предметной области «Математика».

Об авторах

И. А. Аввакумова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. В. Дударева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Арасланов Г. Г. Блинова Т. Л. Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности на основе использования кейс-метода при обучении математике // WORDLSCIENCE: PROBLEMSANDINNOVANIONS : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - Ч. 2. - С. 318-323.

2. Далингер В. А. Кейс-метод в подготовке учителя математики [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3-3. - С. 427-430. - Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7192 (дата обращения: 13.06.2018).

3. Дударева Н. В., Унегова Т. А. Методические аспекты использования метода «case study» при обучении математике в средней школе // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 242-246.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2002. - 384 с.

5. Майер Е. И. Метод кейсов в процессе обучения математике // Молодой ученый. - 2017. - № 13. - С. 571-574. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/41325/ (дата обращения: 13.06.2018).

6. Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики : пер. с франц. - М. : Просвещение, 1960. - С. 7-31.

7. Пиаже Ж. Психология интеллекта : пер. с англ. и фр. - СПб. : Питер, 2003. - 192 с.

8. Попова С. Ю., Пронина Е. В. Кейс-стади: принципы, создания и использования. - Тверь : «СКФ»-офис, 2015. - 114 с.

9. Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства Образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-Р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4253 (дата обращения: 10.06.2018).

10. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

11. Психология : учебник для бакалавров / под ред. Б. А. Сосновского. - 3е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2014. - 825 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс.

12. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-Р «О концепции развития математического образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3894 (дата обращения: 10.06.2018).

13. Турковская Н. В, Чебанова Е. И. Использование кейсов для контроля результатов обучения алгебре в 9 классе в условиях уровневой дифференциации // Инновационное развитие. - 2018. - № 2 (19). - С. 108-112.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/64225/ (дата обращения: 10.06.2018).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 10.06.2018).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/1.4-srednee-obshchee-obrazovanie-10-11-class.html (дата обращения: 10.06.2018).


Для цитирования:


Аввакумова И.А., Дударева Н.В. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):6-11.

For citation:


Avvakumova I.A., Dudareva N.V. DEVELOPMENT OF MENTAL OPERATIONS OF STUDENTS BY CASE TASKS IN THE COURSE OF MATHEMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):6-11. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)