Preview

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Полный текст:

Аннотация

До последнего времени проблема специальной подготовки педагогов к системе инклюзивного образования не была достаточно исследованной. Изменения в законодательных актах на всех уровнях, изменение социокультурных условий в последние годы обусловили появление социального заказа на исследования, посвященные обновлению содержательной стороны профессиональной подготовки педагогов, включая вопросы инклюзивного образования. Педагог является центральной фигурой, реализующей все аспекты инклюзивной практики в общеобразовательном учреждении. В исследованиях, рассматривающих деятельность специалистов инклюзивного образования, отмечается, что многие школьные педагоги-психологи не имеют специальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Отдельные исследования доказывают, что проблема подготовки будущих специалистов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана и требует дальнейшего практико-ориентированного специального обучения студентов. В данной статье рассматриваются вопросы подготовки будущих специалистов дефектологических специальностей, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль - Специальная психология; Логопедия) для системы инклюзивного образования. Представлены результаты теоретико-прикладного исследования формирования информационного, эмоционального и мотивационного компонентов психологической готовности к работе в условиях инклюзивной практики студентов дефектологических специальностей педагогического университета. Автором описаны результаты разработанной и апробированной программы по формированию компонентов психологической готовности студентов к работе в условиях инклюзии: задачи, содержание и этапы работы. Эффективность проведенной программы доказывают результаты испытуемых контрольной группы, полученные после повторного исследования, проведенного по окончанию формирующих воздействий.

Об авторе

О. С. Назаревич
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алёхина С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. - 2013. - № 1 (44). - С. 26-32.

2. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-91.

3. Алёхина С. В., Фальковская Л. П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма // Первое сентября. - 2014. - 28 c.

4. Богатая О. Ф. Профессиональная и психологическая готовностьпедагогов как условие реализацииинклюзивного образования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - С. 78-85.

5. Булатова О. В. Готовность студентов гуманитарного вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: теория и практика : сборник мат-лов междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. - Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ,2016. - С. 787-792.

6. Гребенникова Е. В., Закотнова Е. Ю. Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования// Вестник ТГПУ.- 2015.- № 3 (156).- С. 34-37.

7. Гурьянова И. В. О методах и критериях подготовки социальных педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Инклюзивное образование: теория и практика : сборник мат-лов междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. - Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. - С. 828-834.

8. Диагностика коммуникативного контроля / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов //Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 86-87.

9. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : Эксмо, 2007. - С. 28-31.

10. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2011. - № 12. - Т. 2. -C. 60-62.

11. Литвак Р. А. Подготовка социальных педагогов к организации инклюзивного образования // Социальная педагогика. - 2014. -№ 4. - С. 89-96.

12. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [Электронный ресурс] // Психологическая энциклопедия. - Режим доступа: http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/ razdely-psixologii/psixodiagnostika/diagnostika-empatii-po-a-megrabyanu-i-n-epshtejnu.html (дата обращения: 15.06.2018).

13. Овчинников М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза // Новые педагогические исследования. Приложение к журналу «Профессиональное образование». -2007. - № 5. - С. 151-155.

14. Черкасова С. А. Система подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т ; редкол.: С. В. Алехина [и др.].- М. : МГППУ, 2011. - С. 221-223.

15. Шипилова Е. В. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к проектированию и реализации коррекционно-развивающего процесса // Актуальные проблемы образования: история и современность :мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (24 декабря 2012 г., г. Волгоград) /сост. Н. А. Болотов[и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - С. 183-189.


Для цитирования:


Назаревич О.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ. Педагогическое образование в России. 2018;(7):103-110.

For citation:


Nazarevich O.S. FEATURES OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF DEFECTOLOGY STUDENTS FOR WORK IN THE CONDITIONS OF INCLUSION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):103-110. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)