Preview

Методика развития иноязычной учебно-познавательной компетенции студентов туристического профиля

Полный текст:

Аннотация

Результатом подготовки будущего специалиста в российском образовании является его профессиональная компетентность, представляющая собой комплекс компетенций, отражающих потенциал и способность выпускника к устойчивой и эффективной жизнедеятельности в условиях современного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационного пространства. Компетентностный подход выдвигает комплекс требований к выпускнику вуза, среди которых важнейшую роль играет готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, способность к автономному поиску и переработке информации, качественному усвоению знаний, стремление к самообразованию и саморазвитию. Одним из основных требований, предъявляемых к работникам отрасли гостеприимства, является владение иностранным языком и умение его совершенствовать. Такие умения, называемые «умениями учиться», являются основным компонентом иноязычной учебно-познавательной компетенции, отражающей готовность и способность к результативному управлению самостоятельной учебной деятельностью по овладению иностранным языком в условиях организованного учебного процесса с постепенно нарастающей способностью к самообразованию. Статья описывает исследование, посвященное иноязычной учебно-познавательной компетенции в профессиональной подготовке студентов туристских специальностей. В работе определятся позиция названной компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста сферы туризма, раскрывается ее функционально-содержательная характеристика, результаты анализа методической действительности, излагаются принципы, положенные в основу разработанной комплексной методики ее развития. Представленная методика включает в себя этапы реализации, критерии, показатели, методы диагностики, уровни развития, организационные формы, комплекс упражнений, составленный на основе типологии аутометодических задач, средства учебно-методического обеспечения. В статье также приводятся сравнительные данные опытно-поисковой работы, итоговые выводы и дальнейшие перспективы исследования.

Об авторе

Е. Ю. Лаврик
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алилуйко Е. А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка : дис. … канд. пед. наук. - М., 2000. - 148 с.

2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

3. Бим И. Л. Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского). - М. : Титул, 2001. - 45 с.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 336 с.

5. Гиниатуллин И. А. Развитие специальной познавательной компетентности на старшем этапе профессионального языкового образования // Лингводидактика, перевод и межкультурная коммуникация : мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. / Институт международных связей. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та им. М. А. Горького, 2007. - С. 102-104.

6. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск, 1990. - 94 с.

7. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000.- № 4. - С. 34-42.

8. Денисова М. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристического сервиса : дис. … канд. пед. наук. - Челябинск, 2006. - 180 с.

9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-40.

10. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

11. Кирюшина О. В. Основы диагностики специальной познавательной компетентности в профессиональном языковом образовании : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007 - 251 с.

12. Кистанова Л. П. Ситуативно-тезаурусный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндустрии : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Сочи, 2006. - 193 с.

13. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителей. - М. : АРКТИ, 2002. - 176 с.

14. Кузнецова М. Ф. Формирование практико-языковой самообразовательной компетенции у будущих учителей иностранного языка начальной школы : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2011 - 241 с.

15. Лаврик Е. Ю. Научись учиться английскому языку : учеб. пособие для студ. специальностей турист. профиля «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» и др. очной формы обучения. - Екатеринбург, 2012. - 156 с.

16. Макарова Е. В. Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию риторического аспекта иноязычной монологической речи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2005. - 238 с.

17. Набатова Н. В. Развитие профессиональной компетентности студентов туристского вуза на примере иностранного языка : дис. … канд. пед. наук. - Сходня, 2000. - 146 с.

18. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 368 с.

19. Руденко Н. А. Развитие лингво-нормативной учебной компетенции в профессиональном языковом образовании (на материале грамматики английского зыка) : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2015. - 300 с.

20. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.

21. Серова Т. С. Обучение решению коммуникативно-познавательных задач в процессе иноязычного информативного чтения / Т. С. Серова, Т. А. Ковалева. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. - 136 с.

22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студ. пед. вузов и учителей. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 272 с.

23. Солонина Л. В. Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2007. - 185 с.

24. Уфимцева О. В. Развитие иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2015. - 241 с.

25. Фомина О. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов колледжа гостиничного и ресторанного бизнеса : дис. … канд. пед. наук. - М., 2005. - 182 с.

26. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] : Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. - Центр «Эйдос», 2002. - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htm (дата обращения: 08.11.2007).

27. Шабаева Н. П. Профессиональноориентированные учебно-речевые ситуации в подготовке специалистов для сферы туризма (на примере обучения англ. яз) : дис. … канд. пед. наук. - Сходня, 2004. - 195 с.

28. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. - М. : Университетская книга ; Логос, 2006. - 108 с.

29. Щепилова А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. - М. : Школьная книга, 2003. - 488 с.

30. Ятаева Е. В. Учебный глоссарий как средство развития учебной иноязычно-лексической компетенции в профессиональном языковом образовании : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 297 с.


Для цитирования:


Лаврик Е.Ю. Методика развития иноязычной учебно-познавательной компетенции студентов туристического профиля. Педагогическое образование в России. 2018;(7):96-102.

For citation:


Lavrik Y.Yu. Methodology of the development of foreign-language educational and cognitive competence of students majoring in tourism. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):96-102. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)