Preview

ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ: ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются методологические основы изучения русского речевого этикета в иностранной аудитории. Авторы показывают возможность реализации коммуникативно-деятельностного подхода на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному на примере работы с моделями русского речевого этикета, что способствует достижению основной цели - формированию коммуникативной компетенции обучающихся. В статье подчеркивается необходимость использования в процессе работы с моделями русского речевого этикета сознательно-практического метода и таких интерактивных приемов обучения, как ролевая игра и тестирование, что повышает самомотивацию инофонов к изучению дисциплины. Примеры ситуационных задач и разработанные авторами тестовые задания стали результатом обобщения научных исследований и педагогического опыта и могут использоваться как один из способов текущего или промежуточного контроля эффективности усвоения знаний и формирования умений и навыков обучающихся, а также как тренировочная база при изучении моделей русского речевого этикета. Практическое применение изложенного материала обусловлено возможностью использования в процессе обучения ролевой игры и теста, представленных в статье, с целью проконтролировать и своевременно скорректировать дальнейший процесс обучения, а также позволить самим обучающимся оценить свои результаты по усвоению знаний и приобретению умений и навыков вступать в коммуникацию и вести диалог адекватно целям и сферам общения, используя модели русского речевого этикета на основе изученного лексико-грамматического материала. При этом осознание собственных коммуникативных возможностей и адекватное восприятие, а также использование моделей речевого этикета способствует тому, что инофон становится равноценным и полноправным участником коммуникации с носителями изучаемого языка.

Об авторах

Т. В. Макеенкова
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Н. А. Малинкина
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика преподавания языков). - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. - М. : Русский язык, 1983. - 181 с.

3. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. - М. : АСТ, 2007. - 767 с.

4. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2003 - № 1. - С. 35-40.

5. Гольдин В. Е. Этикет и речь. - М., 2009. - 120 с.

6. Гончар И. А. Оперативный тестовый контроль как часть модели обучения аудированию иноязычного текста // Мир русского слова. - 2011. - № 4. - С. 85-90.

7. Давыдова Л. З. Функционирование единиц речевого этикета в прямых и косвенных речевых актах : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Л., 1990.

8. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М., 2009. - 277 с.

9. Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателя русского языка иностранцам. - М. : Русский язык, 1984. - 160 с.

10. Малинкина Н. А. Тестирование в процессе обучения русскому языку как иностранному // Язык в научной, профессиональной и межкультурной коммуникации: методика преподавания : мат-лы Междунар. науч.-метод. конф.-семинара (23 - 26 апреля 2014 г.). - Курск, 2014. - 382 с.

11. Сокурова Т. Ю. Компьютерное диагностическое тестирование по русскому языку // Русский язык за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 52-56.

12. Стернин И. А. Русский речевой этикет. - Воронеж, 1996. - 73 с.

13. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. - М. : ИКАР, 2007. - 480 с.

14. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М. : Русский язык, 1987. - 158 с.

15. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М. : Высшая школа, 2003. - 334 с.


Для цитирования:


Макеенкова Т.В., Малинкина Н.А. ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ: ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Педагогическое образование в России. 2018;(7):88-95.

For citation:


Makeenkova T.V., Malinkina N.A. HELLO! LET'S GET ACQUAINTED: STUDY RUSSIAN SPEECH ETIQUETTE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):88-95. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)