Preview

СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей системы жизненных смыслов и смысложизненных ориентаций студенческой молодежи разных национальностей в условиях поликультурного образовательного пространства. Под поликультурным пространством понимается социально-культурная среда, отражающая специфические характеристики эмоционально-когнитивных, ментальных, ценностно-смысловых особенностей людей разных национальностей, включенных в процесс взаимодействия и межкультурной коммуникации. Одним из основополагающих компонентов является система жизненных смыслов, которая связана с понятиями целей, ценностей, временной перспективы и определяет общую активность и направленность субъекта. В результате анализа были установлены общие преобладающие составляющие системы жизненных смыслов, смысложизненных ориентаций и временной перспективы у студентов трех групп: «Цели»;недостаточно выраженные составляющие: «Локус контроля-Я», «Результат», «Фаталистическое настоящее», «Негативное прошлое». В работе показано, что китайская группа студентов отличается по многим ценностным категориям от русской и польской групп студентов. Русская и польская группы студентов наиболее близки в своих ценностных предпочтениях, что обусловлено сходными культурно-историческими аспектами. У группы китайских студентов категория гедонистических ценностей относится к разряду ведущих жизненных смыслов. У русской группы студентов в качестве вариативного аспекта выступают ценности самореализации. У польской группы студентов - коммуникативные ценности. В процессе трансляции культурных смыслов вектором смыслообразующей активности у китайской группы студентов выступает «направленность на осмысление жизни» (во всех ее проявлениях); у русской группы студентов «направленность на себя»; у польской группы студентов «направленность на мир».

Об авторах

М. Л. Мельникова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Д. А. Филинков
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.

2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 426-433.

3. Братусь Б. С. Аномальная личность. - М., 1988. - С. 94.

4. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. - Пермь, 2007.

5. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004. - № 2. - С. 17-27.

6. Длужневская Д. А. Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 454-456.

7. Калугин А. Ю. Смыслообразующая активность и ее проявление в структуре ценностно-смысловой сферы личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме : Электронный сборник мат-лов XXI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой - М. : Психологический институт РАО, 2016.

8. Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 2(57). - С. 20-23.

9. Котляков В. Ю. Методика «Система жизенных смыслов» // Вестник КемГУ. - 2013. - Т. 1. - № 2 (542).

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла / Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 1999. - 486 с.

12. Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. - 1993. - Т. 24. - № 1. - С. 150-155.

13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - 2-е изд. - М. : Смысл, 2000. - 18 с.

14. Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 6-23.

15. Макусев О. Н., Маркова Н. Г. О проблемах воспитания молодежи в поликультурном образовательном пространстве // Нижнекамский муниципальный институт. - 2013. - Т. 16. - № 12. - С. 376-379.

16. Митина О. В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): Результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник московского ун-та. Психология - 2008. - Сер. 14. - № 4.

17. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М. : Наука,1997. - С. 64-65.

18. Салихова Н. Р. К проблеме динамических аспектов функционирования личностных ценностей // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2008. - Т. 150. - Книга 3. - С. 64-82.

19. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990.- 360 с.

20. Суровцова Е. И. Поликультурная среда образовательной организации как феномен современной духовной жизни общества // Педагогическое образование в России. - 2014.- № 7. - С. 162-164.

21. Шакуров Р. Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 18-33.

22. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77.


Для цитирования:


Мельникова М.Л., Филинков Д.А. СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Педагогическое образование в России. 2018;(7):65-71.

For citation:


Melnikova M.L., Filinkov D.A. The system of life meanings of students of different nationalities in multicultural educational environment. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):65-71. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)