Preview

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА САМОДЕТЕРМИНАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

Идея самодетерминации, обращенная к созидательно-творческому началу личности, в современном образовании становится одной из основополагающих в аспекте изучения интегративных, смыслообразующих характеристик субъекта педагогической деятельности. Актуальность исследования самодетерминации в контексте педагогической деятельности связана с необходимостью поиска, изучения и внедрения психолого-педагогических инструментов личностно-профессионального развития педагога в условиях субъект-субъектной парадигмы образования. Целью статьи является концептуализация конструкта самодетерминации как ценностно-смыслового побудительного основания гуманистической личностноориентированной педагогической деятельности. Анализ психологической структуры самодетерминации субъекта педагогической деятельности выполнен на основе современных представлений экзистенционально-гуманистического и субъектно-деятельностного подходов. Самодетерминация рассматривается как ценностно-профессиональный ресурс педагога, определяющий продуктивность реализации педагогической деятельности в пространстве выбора аутентичной и социально заданной профессиональной активности, автономной и контролируемой мотивации. Обосновывается компонентная структура самодетерминации субъекта педагогической деятельности как совокупность интенциональных, инструментально-деятельностных, мотивационных, регуляторных, рефлексивных, ценностно-смысловых, эмоционально-волевых характеристик. Подчеркивается интернальная природа психологического содержания самодетерминации, связанная, в первую очередь, с процессами осознания и рефлексии ценностно-смысловых оснований образования и личностно-смысловых характеристик субъекта педагогической деятельности. Авторы приходят к выводу, что самодетерминация в условиях актуальных задач образования выступает как цель и предмет педагогической деятельности, обусловливая личностно-профессиональное развитие педагога, его продуктивность, интегрированность, осознанность и психологическую готовность к самоосуществлению, с одной стороны, а с другой - умение «вписать» собственную личность в заданные условия деятельности.

Об авторах

Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. Ю. Почтарева
Академия профессионального образования
Россия


Список литературы

1. Бренифье О. Как отвечать на детские вопросы // Образование и наука. - 2016. - № 2 (131). - Т. 19. - № 5. - С. 111-120.

2. Буданов В. Г. Стратегические альтернативы современному образованию // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. - 2014. - № 1 (33). - С. 129-134.

3. Васягина Н. Н. Профессионально-личностная направленность педагогических работников как психологическое условие эффективности профессиональной деятельности в условиях внедрения профессиональных стандартов // Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (37). - С. 142-151.

4. Гордиенко В. Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя : дис. … канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 150 с.

5. Калитеевская Е. Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е. Р. Калитеевской, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, И. И. Бородкина // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 68-79.

6. Кожевникова М. Н. Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 63-67.

7. Левитан К. М. К проблеме понимания интерпретации педагогической реальности в современном образовательном дискурсе // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 38-44.

8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2000. - 508 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - № 2 (131). - Т. 21. - № 1. - С. 15-25.

10. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2013. - С. 611-641.

11. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. - 376 с.

12. Осин Е. Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 4. - С. 79-88.

13. Осин Е. Н. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности / Е. Н. Осин, А. А. Горбунова, Т. О. Гордеева, Т. Ю. Иванова, Н. В. Кошелева, Е. Ю. Овчинникова // Организационная психология. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 21-49.

14. Почтарева Е. Ю. Самодетерминация педагога и ценностнообразующие контексты педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2016. - № 4. - С. 90-95.

15. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 164-168.

16. Усольцев А. П. Бюрократизм как индикатор системных противоречий системы образования // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 3. - С. 9-32.

17. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. - 2008. - Vol. 49. - № 3. - P. 182-185.

18. Ryan R. M., Deci E. L Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. - 2000. - Vol. 55. - № 1. - P. 68-78.

19. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the role of basic psychological needs in personality and the organization of behavior // Handbook of Personality: Theory and Research / ed. by O. P. John, R. W. Robins, L. A. Pervin. - N.Y. : The Guilford Press, 2008. - P. 654-678.

20. Ryan R. M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development // Nebraska symposium on motivation. Vol. 40: Developmental perspectives on motivation. - Lincoln (NB) : University of Nebraska Press, 1993. - Р. 1-56.

21. Vansteenkiste M., Ryan R. M. On psychological growth and vulnerability: Basic psychological need satisfaction and need frustration as a unifying principle // Journal of Psychotherapy Integration. - 2013. - № 23. - P. 263-280.

22. Weinstein N., Przybylski A. K., Ryan R. M. The integrative process: New research and future directions // Current Directions in Psychological Science. - 2013. - № 22. - P. 69-74.


Для цитирования:


Васягина Н.Н., Почтарева Е.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА САМОДЕТЕРМИНАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2018;(7):43-48.

For citation:


Vasyagina N.N., Pochtareva E.Y. PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SELF-DETERMINATION AS PERSONAL and PROFESSIONAL CHARACTERISTIC OF PEDAGOGICAL ACTIVITY PARTICIPANT. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):43-48. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)