Preview

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены основы усвоения нравственных ценностей младшими школьниками в противоречивом взаимодействии процессов ассоциации (приобщения к ценностям) и диссоциации (отторжения от ценностей) при помощи приоритетной реализации общепедагогического принципа театрализации. Отечественные педагоги К. Д. Ушинский и К. Н. Вентцель считали важным фактором свободу личности в нравственном воспитании, но не свободу от нравственных ценностей. Будучи президентом РАО академик Н. Д. Никандров считал самым важным в образовании - формирование ценностей, отражающих отношения человека к миру и к себе. Однако в современной школе возросло количество проявлений агрессивного поведения во взаимоотношениях между обучающимися и конфликтов с применением холодного и огнестрельного оружия. Не погашают агрессию школьников и переключение на квестовые игры: пейнтбол, лазертаг, страйкбол, фаертаг, хардбол. Один из возможных эффективных способов борьбы с проявлениями агрессии, как показывает отечественный и мировой опыт, - это участие в театральных постановках, способствующих снижению уровня агрессии путем донесения нравственных ценностей до сознания ребенка, играющего роль в спектакле или будучи зрителем. Закон РФ «Об образовании» рекомендует изучение учебных дисциплин (модулей) об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах и о культурных и исторических традициях мировых религий. Усвоение учащимися знаний о мировых религиях при изучении в начальной школе учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечит развитие личности путем интеграции в национальную и мировую культуру.

Об авторах

C. А. Днепров
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


А. Ю. Демина
МАОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б. С. Суворова
Россия


Список литературы

1. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников//Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого (г. Тула). - 2013. - № 3(7). - С. 128-136.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания исемейных отношений. - М. : Эксмо пресс, 2000.-512 с.

3. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. :Питер,2008. - C. 398.

4. Вентцель К. М.Основные задачи нравственного воспитания. - М. :Типо-литография В. Рихтер, 1896.

5. Голубева Т. В. Подготовка учителя начальных классов к использованию приемов театрализации в обучении школьников :дис.. канд. пед. наук. - Калининград, 2002.

6. Днепров С. А., Демина А. Ю.Педагогические возможности реализации принципа театрализации в формировании нравственных ценностей младших школьников //Педагогическое образование в России. - 2018. - № 1. - С. 146-151.

7. Днепров С. А., Каткова А. Л. Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры //Педагогическое образование в России. - 2009. - № 3. - С. 16-24.

8. Ежов П. Ю. Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации : дис.. канд. пед. наук. - СПб., 2014.

9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ. Ст. 87.

10. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб. : Питер,2010. -352 с.

11. Йокубаускайте И. К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7-9 лет с задержкой психического развития : дис.. канд. псих. наук. - Н. Новгород, 2006.

12. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб. : Питер, 2004.

13. Королёв О. Пейнтбол - вчера и сегодня//Калашников (Оружие, боеприпасы, снаряжение). - 2008. - № 6.

14. Коханая О. Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра : дис.. д-ра культурологии. - М, 2009.

15. Курносова С. А.Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников : дис.. д-ра пед. наук. - Ярославль, 2013.

16. Макарова Н. Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов : дис.. канд. пед. наук. - М., 2003.

17. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : дис.. д-ра пед. наук. - М, 2005.

18. Милющенко В.Квесты: эволюция жанра[Электронный ресурс] //Лучшие компьютерные игры. - 2005. - № 4 (41). - Режим доступа: http://www.lki.ru/text.

19. Мухтаров Е. И., Григораш И. В. Разработка имитаторов стрельбы и поражения FIRETAG : сб. докладов LXV регион. студ. науч. конф. (3-8 апр. 2017 г., г. Новосибирск). - Новосибирск : СГУГиТ. -368 с.

20. Никандров Н. Д.Духовные ценности и воспитание в современной России //Педагогика. -2008. - № 9. -С. 3-12.

21. Никонова Н. И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5-8 классах : дис.. канд. пед. наук. - Якутск, 2009.

22. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июля 2017 г. № 08-1407 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.garant.ru.

23. Пичугина Н. О., Ассаулова С. В., Айдашева Г. А.Дошкольная педагогика. - Ростовн/Д :Феникс,2004. - 384 с.

24. Российская газета[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. RG.ru.

25. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ сост. П. А. Лебедев. - М., 1998. - 543 с.

26. Ушинский К. Д.Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 1. - М. ; Ленинград :Академия педагогических наук, 1950. - 776 с.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения : утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. - С. 28.

28. Филимонова О. Г. Условия формирования произвольности поведения младшего школьника : дис.. канд. псих.наук. - М, 1999.

29. Шекспир Уильям. Как вам это понравится [Электронный ресурс] // Шекспир У. Полное собрание сочинений: в 8 т. / под ред. А. А. Смирнова. - М. - Л. : Academia, 1937. - Т. 1. - С. 239-360, с.288. - Режим доступа:http://rus-shake.ru/translations/As_You_Like_It/Floria/part.

30. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 11-37.


Для цитирования:


Днепров C.А., Демина А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2018;(7):35-42.

For citation:


Dneprov S.A., Demina A.Yu. FORMATION OF MORAL VALUES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN INTERPERSONAL RELATIONS BASED ON THEATRALIZATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):35-42. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)