Preview

СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме привлечения иностранцев в российские вузы для получения высшего профессионального образования. Поставлена цель спроектировать и разработать стратегию, позволяющую вузу усилить привлекательность и результативность обучения в России. Исследуются механизмы проявления и негативного состояния культурного шока, факторы, влияющие на его уровень и продолжительность, проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов с этнических, социально-психологических, учебно-профессиональных позиций. Рассматриваются особенности адаптации иностранцев к условиям пребывания в нашей стране, знакомство с культурными традициями с позиции теории социокультурной классификации различных стран мира. Изучаются объективные, объективно-субъективные и субъективные критерии, определяющие уровень адаптации иностранных студентов. Отмечаются критерии, характеризующие готовность к учебно-профессиональной деятельности в вузе. Авторы анализируют результаты проведенных с иностранными студентами собеседований и анкетирования. Особое внимание уделяется выявлению существующих социально-психологических проблем, мониторингу процесса адаптации обучающихся иностранцев, анализу их пожеланий и формулированию рекомендаций для работы административных структур и совершенствования организации и педагогического сопровождения учебного процесса. Делается вывод о необходимости учета сложностей процесса межкультурной адаптации для разработки стратегии увеличения иностранного контингента обучающихся в вузе. Предлагаются основные направления деятельности, состоящие из целенаправленного ряда мер психолого-педагогического сопровождения иностранных студентов и мероприятий административно-организационного характера.

Об авторах

Е. В. Ерофеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


О. Л. Соколова
Уральский государственный экономический университет
Россия


Л. В. Скопова
Уральский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Антонова В. Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. - 1998. - № 1.

2. Виттенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1995.

3. Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия : Социология. -2004.-№ 6-7. -С. 267-283.

4. Гребенникова И. А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе : автореф. дис. … канд. пед наук. -Биробиджан, 2010. - 23 с.

5. Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. - 2001. - № 9.

6. Иванова М. А., Титкова Н. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. - СПб., 1993.

7. Максимчук Е. Д. Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2016. -№ 4. -С. 171-175.

8. Питерова Е. А. Культурный шок: особенности и пути преодоления [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2014. -№ 4(8). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-osobennosti-i-puti-preodoleniya esj.pnzgu.ru (дата обращения: 11.02.2018).

9. Пугачев И. А. Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения // Вестник РУДН. Серия : Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2012. - № 4. - С. 19-26.

10. Соколова О. Л., Скопова Л. В. Возможности создания полиязычной среды в вузе (из опыта Уральского государственного экономического университета) // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды :мат-лы I Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Екатеринбург, 2016. - С. 39-44.

11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов. - М. : Институт психологии РАН; Академический проект, 1999. - 320 с.

12. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Центр социологических исследований, 2017. -С. 39.

13. Adler P. S. The transitional experience: An alternative view of culture shock // Journal of Humanistic Psychology. -1975. -Vol. 15(4). -Р. 13-23.

14. Berry J. W. Fundamental psychological processes in intercultural relations. - Thousand Oaks, CA : Sage Publications, 2004.

15. Hartman K. B., Meyer T. et Hurley H. Antecedents and Outcomes of Culture Cushion // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. - 2013. -Vol. 7, 4. -Р. 340-352.

16. Hofstede G. H., Hofstede G. J.,Minkov M. Cultures and Organizations : Software of the Mind.- 3rd ed. - New York : McGraw-Hill, 2010.

17. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to New-cultural Environments// Practical Anthropology. - 1960. - № 7. -Р. 177-182.

18. Triandis H. C., Suh E. M. Cultural influences on personality [Electronic resource] // Annual Reviews of Psychology. -2002.-P. 134-160.- Mode of access:http://web.yonsei.ac.kr/suh/publication/ Triandis%20&%20Suh%20(2002).pdf (date of access: 11.02. 2018).


Для цитирования:


Ерофеева Е.В., Соколова О.Л., Скопова Л.В. СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2018;(7):6-13.

For citation:


Erofeeva E.V., Sokolova O.L., Skopova L.V. A STRATEGY FOR ATTRACTING FOREIGNERS TO STUDY IN RUSSIAN UNIVERSITIES DURING CROSS-CULTURAL ADAPTATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(7):6-13. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)