Preview

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается инновационный способ реабилитации младших школьников с нарушениями слуха. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточностью методик музыкальной и речевой стимуляции в реабилитации детей с нарушениями слуха. Наиболее современной и прогрессивной является методика развития речи и музыкальности в процессе игры на блокфлейте, инструменте с колеблющимся столбом воздуха, который при игре проникает по каналам костно-тканевой проводимости в головной мозг и фиксируется как звук определенной высоты. В 1932 г. русский ученый-оториноларинголог Г. Г. Куликовский выяснил, что колебания волн к кортиеву органу, рецепторной части слухового анализатора, передаются не только воздушным путем через звукопроводящий аппарат уха, но и через кости черепа тканевым путем, что положительно влияет на повышение порога слышимости по каналам костно-тканевой проводимости (Я. С. Темкин, 1957; С. Portmann, 1961; В. П. Морозов, 1970, другие авторы). Отмечается, что поражение корковых центров активизирует костно-тканевую проводимость, появляется плохое восприятие речи при относительно хорошем восприятии чистых тонов (В. Ф. Ундриц). Таким образом, различение чистых тонов составляет более легкую задачу, чем анализ речевых сигналов и синтеза словесных понятий. Для нас принципиально важным является сам факт костно-тканевой проводимости и возможность игры младших школьников на блокфлейте. Проигрывание песенных мелодий способствует музыкальной стимуляции, пропевание мелодии песни с текстом активизирует речевую реабилитацию младших школьников с нарушениями слуха. Статья подготовлена в рамках ранее разработанной программы «Обновленный слух» и направлена на продвижение данной инновационной методики, позволяющей активизировать реабилитационный процесс.

Об авторе

И. Г. Лаптев
Астраханский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии : мат-лы Всеросс. науч. конференции (23-26 марта 2015 г., г. Москва) / под ред. Т. А. Соловьевой [и др.]. - М. - Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 368 с.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М. : Наука, 1980. - 197 с.

3. Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи: кто и как использует его в России? // Вестник образования. - 2008. - № 18.

4. Губерина Петер. Методо-аудиовизуальная глобальная структура Губерина-Ривенс. - Париж : Дидье, 1965.

5. Дайлидене В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук - Оренбург, 2004. - 18 с.

6. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / под ред. Г. Г. Декер-Фойгт. - СПб. : Питер, 2013. - 634 с.

7. Инновации в музыкальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха : круглый стол / под ред. И. Г. Лаптева. - Астрахань : Астраханский университет, 2007. - 16 с.

8. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. - М. : Академия, 2003. - 224 с.

9. Руководство по фониатрии / под ред. В. П. Морозова. - М., 1970. - 104 с.

10. Сапожников Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. - М. : Икар, 2001. - 97 с.

11. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 2010. - 253 с.

12. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб., 2010. - 108 с.

13. Grammatico L. The development of listening skills // The Volta Review. - 1975. - № 77.

14. Ling D. Speech and the hearing impaired child: theory and practice. - Washington, 1976.

15. Ricci Leila Ansari, Fingon Joan C. Faculty Modeling Co-Teaching and Collaboration Practices in General Education and Special Education Courses in Teacher Preparation Programmes // Athens Journal of Education. - 2017. - Novemb.


Для цитирования:


Лаптев И.Г. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ. Педагогическое образование в России. 2018;(6):87-92.

For citation:


Laptev I.G. LANGUAGE DEVELOPMENT OF DEAF AND HARD OF HEARING JUNIOR SCHOOLCHILDREN when PLAYING THE BLOCKFLUTE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(6):87-92. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)