Preview

ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются виды учебно-познавательной деятельности политехнической направленности курса физики средней школы. Приводится обзор традиционных методов и форм реализации принципа политехнизма (в основном, превалируют объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрация средств наглядности) и репродуктивные методы обучения). Предлагается обновленный вариант видов деятельности, базирующийся на системе источников учебной информации: учебное исследование (объект исследования - природа), работа с объектами «второй» природы (объект исследования - объекты техносферы), работа с книгой, работа с аудио- и видеоинформацией, работа с компьютером, учебная игра (с применением специальных игровых технических объектов, элементов образовательной робототехники, а также объектов и технологии игровой технической виртуальной среды), восприятие и усвоение учебной информации в процессе коммуникации (восприятие и отработка «готового» знания и способов деятельности в общении с учителем, сверстниками, учеными, изобретателями и другими участниками образовательного процесса). Приводятся результаты констатирующего эксперимента, в рамках которого была поставлена задача изучить сложившийся опыт практикующих учителей в использовании предлагаемых видов деятельности в курсе физики средней школы. Безусловными лидерами среди них оказались: рассказ и объяснение учителем конкретных примеров применения физических явлений и законов в технике и принципа действия физических приборов, чтение учебника физики и реже - научно-популярной литературы по технике. Делается вывод о том, что не все учителя систематически используют средства наглядности при изучении вопросов техники, в особенности натурные объекты. К тому же, невелика доля практической деятельности, связанной с работой учащихся с техническими объектами (на занятиях по физике и при подготовке к ним).

Об авторах

И. В. Ильин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


В. В. Ильин
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Атутов П. P. Политехническое образование школьников в современных условиях. - М. : Знание, 1985. - 80 с.

2. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. - М. : Педагогика, 1986. - 176 с.

3. Глазунов А. Т. Техника в курсе физики средней школы. - М. : Просвещение, 1977. - 159 с.

4. Ильин И. В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника / И. В. Ильин, Е. В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 208-216.

5. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 73-82.

6. Калюга С. У. Изучение научных основ техники в процессе трудового обучения как средство политехнической подготовки школьников : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1984. - 172 с.

7. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы / В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий, А. В. Усова. - М. : Просвещение, 1990. - 319 с.

8. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик ; под ред. А. В. Перышкина [и др.]. - М. : Просвещение, 1984. - 398 с.

9. Оспенникова Е. В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе : метод. пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 655 с.

10. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик, Б. М. Игошев [и др.] ; под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. - М. : Просвещение, 1985. - 159 с.

11. Принцип политехнизма в обучении физике: современная интерпретация и технологии реализации в средней школе : монография / Е. В. Оспенникова, И. В. Ильин, М. Г. Ершов, А. А. Оспенников ; под общ. ред. Е. В. Оспенниковой ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 504 с.

12. Сова А. Я. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. - М. : Высшая школа, 1977. - 159 с.

13. Стефанова Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике. - Астрахань : Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 2001. - 184 с.

14. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская [и др.] ; под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М. : Академия, 2000. - 368 с.

15. Физика и научно-технический прогресс / В. Г. Разумовский, Э. М. Браверман, Н. Е. Важеевская [и др.] ; под ред. А. Т. Глазунова, В. Г. Разумовского [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1988. -176 с.


Для цитирования:


Ильин И.В., Ильин В.В. ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Педагогическое образование в России. 2018;(6):49-55.

For citation:


Il'in I.V., Il'in V.V. TYPES OF POLYTECHNICAL ACADEMIC AND COGNITIVE ACTIVITY AND ANALYSIS OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE COURSE OF PHYSICS IN SECONDARY SCHOOL. Pedagogical Education in Russia. 2018;(6):49-55. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)