Preview

Журнал «Педагогическое образование в России» ориентирован на специфику и проблематику отечественного образования и видит свою миссию в развитии педагогической науки и практики, направленных на приоритетное решение задач российской системы образования. Это невозможно в отрыве от текущих глобальных тенденций развития образования, основных направлений развития мировой педагогической и психологической науки. Именно поэтому политика редакции направлена на привлечение авторов, рассматривающих лучшие зарубежные практики в контексте их адаптации и применения в Российской Федерации.

«Педагогическое образование в России» – рецензируемый научно-методический журнал, публикующий результаты исследований по следующим научным направлениям:

Основная специальность: 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.08).

Дополнительная специальность: 19.00.00 Психологические науки (19.00.01; 19.00.05; 19.00.07).

С 2010 года решением Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по указанным специальностям.

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009

Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN) с присвоением международного стандартного номера ISSN 2079-8717 от 27.05.2010

Журнал включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписной индекс – 81954. Оформить подписку на печатный вариант журнала можно на сайте Подписного Агентства «Книга-Сервис»: https://www.akc.ru/itm/pedagogic_heskoe-obrazovanie-v-rossii/

В журнале печатаются статьи на русском языке.

Индексация: eLIBRARY, Академия Google.

Текущий выпуск

№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-16 14
Аннотация

Статья посвящена первым отечественным словарям с английским языком, которые были созданы в период второй половины XVIII – начала XIX вв. как учебные словари и использовались в учебном процессе при изучении английского языка и – шире – публикой за пределами учебных заведений. Цель исследования – изучение и анализ текстов первых отечественных англорусских и русско-английских словарей, причин и контекста их появления. При проведении исследования использовался комплексный междисциплинарный подход, в частности, методы историкотекстологического анализа, также привлекались данные исторической лексикографии и истории отечественной педагогики. В рассматриваемый период в отличие от других европейских языков, в частности, немецкого и французского, английский язык не являлся в России популярным иностранным языком. На регулярной основе английский язык преподавался лишь в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Именно преподаватели корпуса стали первыми отечественными авторами англо-русских и русско-английских словарей. В статье рассматриваются словарь на шести языках Г. Полетики (1763 г.), в котором впервые в отечественной лексикографии используется английский язык; англо-русские словари П. И. Жданова (1772 и 1884 гг.) и А. С. Шишкова (1795 г.); первый отечественный русско-английский словарь И. Н. Шишукова (1808–1811 гг.). Показано, как авторы словарей переходят от идеографического (тематического) принципа представления лексики к алфавитному, как вырабатывается и расширяется система использованных словарных помет. Значение рассмотренных в статье словарей сложно переоценить – именно они заложили основание отечественной традиции переводной англо-русской и русско-английской лексикографии, которая продуктивно развернулась в последующие эпохи. 

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

17-25 22
Аннотация

 В настоящее время в профессиональной педагогике утверждается новая парадигма – персонализированное образование. Ее становление обусловлено социально-профессиональными изменениями постиндустриального общества. Ответом на его вызовы стала модернизация образования, целевой ориентацией которого является самостоятельное проектирование обучающимися содержания своего обучения, определение технологии учебно-познавательной деятельности, прогнозирование индивидуальных траекторий своего становления. Персонализированное образование относится к развивающим моделям обучения, научно обоснованным отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным. Практическая реализация их теоретических положений получила развитие в исследованиях Н. А. Менчинской, И. С. Якиманской, Е. В. Бондаревской и др. Отличие персонализированного обучения от развивающего заключается в усилении мотивационной составляющей, умножении учебно-познавательных способностей на основе самодетерминации, саморегуляции и самоактуализации. Важное значение придается самостоятельности в проектировании содержания обучения и реализации себя в практико-ориентированном обучении. Главный тренд этого образования – развитие личности, а не формирование знаний и умений (А. Г. Асмолов). Теоретическую основу персонализированного образования составляет субъектный подход, консолидирующий индивидуализацию и дифференциацию обучения.  Цель статьи – обосновать научно-образовательную значимость инновационной парадигмы персонализированного обучения, раскрыть его тематическое ядро: развитие личности в процессе самостоятельного проектирования и реализации себя в практико-ориентированной деятельности. Методология исследования. Методологическим основанием проектирования персонализированного образования выступила теория персонализации В. А. Петровского, в которой обучающиеся представлены как субъекты развития и состоятельности. Психологическими предикторами этой теоретической установки выступили следующие характеристики субъекта учебно-познавательной деятельности: самоопределение, самоактуализация и самореализация. Ведущими методами исследования являются теоретико-методологический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения психолого-педагогической литературы, а также конкретизации и обобщения мыследеятельности авторов. Панорама исследования определялась в соответствии с методологическими подходами и принципами профессиологии личности.  Практическая значимость. Внедрение персонализированного образования уже широко осуществляется в общеобразовательных школах, в профессиональном же образовании пока эти технологии не получили практического применения. Во многом этот недостаток объясняется сложностью устройств, позволяющих имитировать высокотехнологическое производство. Но виртуальные мастерские уже используются в опытно-экспериментальных центрах подготовки высококвалифицированных кадров

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

26-32 14
Аннотация

 В статье представлено экспериментальное исследование атрибуции физических свойств виртуальным объектам детьми дошкольного возраста. Авторы исходили из гипотезы о том, что дети опираются на известные им характеристики реальных физических объектов при восприятии виртуальных объектов. Авторский коллектив тщательно проанализировал идеи современных когнитивных психологов и когнитологов, исследующих проблему развития восприятия, межсенсорной интеграции и особенности перцептивных действий при распознавании виртуальных объектов. Анализируя исследования коллег, авторы придерживаются устойчивой методологической парадигмы, подчеркивая неразрывную связь визуального и гаптического восприятия в генезисе перцептивных действий. Авторы разработали экспериментальную методику исследования для подтверждения гипотезы о том, что дети дошкольного возраста воспринимают виртуальные объемные объекты как трехмерные при осуществлении действий с ними на экране планшетного компьютера. В исследовании принимали участие 117 детей (3–6 лет) из Свердловской и Курганской областей. Средний возраст – 4 года 7 месяцев (SD=0,57). Респонденты были разделены на 5 групп по способам распознавания: визуальное восприятие реального объекта; визуально-гаптическое восприятие; визуальное распознавание объекта по фотографии; распознавание виртуального объекта на тачскрин устройстве; гаптическое восприятие – идентификация тактильно экспонируемого объекта в гаптической модальности. Полученные результаты согласуются с представлением об оптимальной интеграции визуальной и гаптической информации при восприятии размера и формы трехмерных объектов путем придания большего веса визуальной информации как более надежной. Отсутствие возможности действия с изображением на экране компьютера значимо увеличивает количество ошибок, связанных с распознаванием виртуального объемного объекта как трехмерного. 

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

33-40 8
Аннотация

 Одним из ключевых понятий школьного курса геометрии является понятие «многогранник». На протяжении всей истории исследования многогранников ученые выделяли все новые и более сложные их типы. Так, в древних трудах представлены в основном правильные многогранники, в более позднее время акцент был сделан на изучении призм и пирамид, а на современном этапе исследуются не только выпуклые, но и звездчатые, однородные и полуодноднородные многогранники. В связи с этим научное представление данного понятия, а также его определение в каждом обозримом историческом моменте менялись. Выделение его характеристических свойств и их описание в учебной литературе является методически сложным для авторов учебников. Большой вклад в представление понятия «многогранник» в отечественных учебниках внес известный математик А. Д. Александров. В 1981 г., в журнале «Математика в школе», он проанализировал существующие на то время определения этого понятия в школьных учебниках по геометрии и предложил свое определение, которое охватывало более широкий класс многогранников. В данной статье описан анализ того, как изменились определения основных понятий теории многогранников, их объемы и содержание в школьном курсе геометрии с момента публикации А. Д. Александрова по настоящее время. Проанализированы современные школьные учебники, входящие в Федеральный перечень рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Приводится описание анализа педагогического эксперимента, целью которого была проверка сформированности понятия многогранника у выпускников школ.  Предлагается осуществлять качественный анализ связей данного понятия с другими понятиями таких теорий, как теория графов, группы, вычислительная геометрия в проектной или кружковой деятельности обучаемых. 

41-47 7
Аннотация

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, связана с приоритетами государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Один из путей решения этой задачи – приобщение обучающихся к уникальным художественным традициям своего региона. Применительно к младшему школьному возрасту особенно продуктивно обращение к декоративно-прикладному творчеству, открывающему для детей широкие возможности самовыражения в процессе преобразования окружающей среды на основе национально-культурных традиций региона. Цель статьи – раскрыть возможности методов педагогики художественного образования для развития у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности. Ориентиром в выборе данных методов стали результаты начальной диагностики, проведенной в 4 классе МАОУ Гимназия № 40 г. Екатеринбурга. Были отобраны в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и применены на материале декоративно-прикладного искусства Урала следующие методы педагогики художественного образования: метод постоянства связи искусства с жизнью, применяемый для практического освоения школьниками особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций; метод единства восприятия и созидания в художественной деятельности, способствующий освоению школьниками художественных особенностей и техники изготовления изделий декоративно-прикладного искусства при их воспроизведении в разных видах изобразительной деятельности; метод широких ассоциаций, направленный на установление сходных черт в традиционном искусстве народов Урала и способствующий формированию у школьников уважительного отношения к культурам разных народов, составляющих этническую карту Урала; метод поэтапных открытий, способствующий постепенному погружению школьников в сокровищницу декоративно-прикладного искусства Урала с освоением знаний об истории возникновения промыслов, связи их художественных особенностей со спецификой региона, менталитетом проживающих в нем народов и пр. В результате применения данных методов в работе с младшими школьниками активизировалось развитие у них ценностного отношения к искусству своего региона, что выразилось в расширении у них представлений о художественной культуре Урала, заинтересованности и личностной вовлеченности в освоение материала. Научная новизна состоит в раскрытии содержания названных методов для развития ценностного отношения у школьников к региональному искусству на примере декоративно-прикладного искусства Уральского региона. Практическая значимость материалов исследования состоит в разработке творческих заданий для младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала. В статье использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, анализ нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта обращения к декоративно-прикладному творчеству в работе с младшими школьниками.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

48-54 6
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в Китае, как и в большинстве развитых стран, востребованы специалисты, обладающие гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, готовностью к саморазвитию и самореализации, то есть, они должны обладать профессиональной мобильностью. Примером таких личностей может служить ряд фигур в музыкальной культуре Китая: Лю Шикунь, Чжоу Гуанжень, У Цзуцзян и др., которые успешно сочетают в себе исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, общественные и другие ипостаси внутри своей профессии. Это определяет потребность в решении данной проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. Цель статьи – обосновать необходимость формирования профессиональной мобильности студентов музыкальных вузов Китая и выявить возможности музыкально-композиционной деятельности в решении данной педагогической проблемы. Методологическая основа исследования: теоретические положения о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев и др.); концепции профессиональной мобильности и профессионально важных качеств специалиста (Л. В. Горюнова, Э. Ф. Зеер и др.); теоретические положения о сущности, содержании и педагогическом потенциале музыкально-композиционной деятельности (Б. Р. Иофис, Д. Н. Павлов). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами произведен анализ программ обучения по ряду направлений, связанных с музыкально-композиционной деятельностью, реализующихся в музыкальных вузах Китая. Делается вывод о том, что требования к выпускникам, содержащиеся в этих программах, включают подготовку студентов к работе по смежным специальностям и готовность к осуществлению разных видов профессиональной деятельности – музыкально-композиционной, педагогической, исследовательской, культурно-трансляционной и организаторской. Специалист должен обладать способностью легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять деятельность в смежной профессиональной сфере, то есть у него должна быть сформирована профессиональная мобильность. Авторами статьи раскрываются возможности музыкально-композиционной деятельности в формировании когнитивно-деятельностного, ценностно-мотивационного и адаптивно-регулятивного компонентов профессиональной мобильности будущих композиторов. 

55-60 14
Аннотация

Целью работы является описание педагогических приемов, позволяющих преподавать дисциплину «История изобразительных искусств» в русле практикоориентированного и компетентностного подходов. Применялись следующие методы исследования: монографический метод, историко-генетический метод, педагогический эксперимент. Прием «стиль – стилизация – стилизаторство» генетически связан с педагогическим наследием первых школ дизайна Баухауза и ВХУТУТЕМАСа, теоретическими работами А. Г. Габричевского и методикой пропедевтического курса А. Э. Коротковского. Сложность задания может варьироваться в зависимости от целей и задач, поставленных преподавателем, и способностей обучающегося. Прием развивает и позволяет определять уровень развития навыка анализа художественной формы (типовых, стилевых, жанровых составляющих формообразования вещи, материалов ее изготовления, уровня художественной эрудиции авторов), необходимого для профессиональной деятельности дизайнера в независимости от выбранной студентом специализации. Рассматриваемые в статье приемы «реверс к прототипу» и «стиль – стилизация – стилизаторство» были апробированы и показали свою эффективность как в условиях очного, очно-заочного, так и дистанционного обучения. 

61-69 36
Аннотация

В рамках решения педагогической проблемы формирования (развития) методологических знаний студентов педагогических специальностей формулируется необходимость разработки методики обучения студентов умениям выявлять и обосновывать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их средств. Опираясь на сущность деятельностного и компетентностного подходов, авторы в качестве необходимого условия построения методики обучения рассматривают детализацию (декомпозицию) результатов обучения, их дифференциацию, конкретизацию, выделение деятельностных составляющих используемых средств ИКТ. На основе установления соответствия пооперационного состава действий компонент универсальных учебных действий (или профессиональных компетенций) и реализуемых видов деятельности в конкретных средствах ИКТ предлагается трехуровневая градация дидактического потенциала средств ИКТ. Содержательнодеятельностные компоненты методики обучения представлены в формате обобщающей таблицы. Предложенная методология выявления и обоснования дидактического потенциала является универсальной и может быть применена для его выявления при другой современной целевой ориентации. 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

70-75 15
Аннотация

В статье рассматривается проблема подросткового вандализма, его распространенности в образовательной среде и пространстве современных городов. Описываются специфические характеристики вандальной активности обучающихся с указанием на повышенные риски формирования последующей устойчивой делинквентной модели поведения субъекта. Делается предположение о возможной связи склонности к вандализму и его мотивационных оснований с местом проживания подростка (мегаполисом или малым городом). Эмпирическая проверка данного предположения осуществлялась посредством констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 177 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах мегаполиса (г. Екатеринбург) и малого города (г. Ирбит). Сбор данных выполнен с помощью авторского опросника «Мотивы вандального поведения», обработка осуществлялась методами математико-статистического анализа (кластерный анализ, описательная статистика и регрессионный анализ). Полученные результаты подтвердили наличие высокой общей готовности к совершению вандальных действий у подростков, проживающих в мегаполисе, а также своеобразие мотивационных профилей вандальной активности у обучающихся Екатеринбурга и Ирбита. Так, подростки в малом городе совершают деструктивное взаимодействие с объектами окружающей среды, в том числе образовательной, руководствуясь мотивами любопытства, протеста и выражения собственной агрессии. Для подростков мегаполиса характерен более усредненный мотивационный профиль с доминированием эстетического мотива вандальной активности. Обнаруженные закономерности указывают на значимую роль среды и ее условий в формировании готовности к совершению подростком вандальных актов, следовательно, могут быть использованы как основание для разработки эффективных превентивных мер по минимизации распространения данной девиации. 

76-87 8
Аннотация

 Статья посвящена исследованию особенностей восприятия и субъективной значимости негативных факторов среды современных российских мегаполисов в их реальном и цифровом измерении представителями молодежи. Поскольку городская среда – это изменчивое социальнокультурное и физическое пространство, открытие нового измерения – цифрового – вносит существенные изменения как в формирование образов самой среды, оценку ее позитивных / негативных аспектов, так и в поведение жителей, в том числе молодежи в ее условиях. Вследствие этого целью настоящего исследования стало выявление актуальных в условиях цифровизации городского пространства субъективно значимых для представителей молодежи стресс-факторов городской среды российских мегаполисов. Для изучения стресс-факторов городской среды в представлении молодежи, проживающей в двух крупных городах УрФО (Екатеринбург, Тюмень), один из которых имеет статус миллионера, были опрошены 228 респондентов (от 18 до 30 лет). Использовался метод фокус-групп и ранжированный список, в котором респонденты самостоятельно в соответствии с персональной значимостью указывали стресс-факторы городской среды.  В результате контент-анализа были выделены группы стресс-факторов реальной и виртуальной городской среды. Дальнейшее описание данных осуществлялось в двух направлениях – определение наиболее часто встречающихся стресс-факторов, составление ранжированного списка стрессфакторов по степени значимости для молодежи, а также сравнение полученных данных в отношении реальной и виртуальной городской среды. Полученные результаты важны для планомерной трансформации городской среды и повышения ее качества и факторов психологического благополучия человека в ней.

88-95 11
Аннотация

 Статья посвящена изучению феномена личностно-профессиональной самореализации как ключевой области направлений исследований современной психологии. Целью является рассмотрение феномена самореализации в отечественной и зарубежной психологической науке и определение актуальных проблем и направлений его исследования.  В целях актуализации проблемного поля приводится анализ направлений современных исследований самореализации человека отечественными и зарубежными исследователями, выделяются позиции, являющиеся теоретическим базисом для рассмотрения данного феномена. В качестве одной из ключевых проблем сегодня выделяется определение особенностей соотношения профессионального и личностного аспектов самореализации. Обнаружено два полярных подхода к пониманию соотношения профессиональной и личностной самореализации: 1) личностная и профессиональная самореализация как самостоятельные образования, изучаемые вне зависимости друг от друга; 2) личностная и профессиональная самореализация как взаимозависимые категории.  Установлена методологическая односторонность исследований феномена самореализации в современной психологии, а именно изучение самореализации в отрыве от влияния окружающей среды, социума. Ставится вопрос о перспективах изучения психологических предикторов гармоничного сочетания самореализации индивида как в профессиональной, так и в личностной сфере жизни. 

96-104 3
Аннотация

Современная семья, являясь зависимой от демографических, социальных и политико-правовых преобразований в мире, испытывает процесс модификации своих функций, а именно: феминизацию и усиление автономности личности. Актуальность исследования процессов формирования самосознания матери определяется ее значительным вкладом в становление семейных взаимоотношений, воспитание будущего поколения. Целью настоящей статьи является описание результатов исследования специфики самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение. Исследование базируется на работах зарубежных и отечественных психологов, изучающих смысловое содержание матери, особенности формирования и развития материнского самосознания. Эмпирическое исследование проводилось на однородной выборке женщин, обратившихся за психолого-педагогическим сопровождением в рамках онлайн проекта. Респондентам было предложено написать сочинение на тему «Я – мама» по методике Н. Н. Васягиной, предназначенной для изучения смыслового содержания самосознания матери. В результате исследования были сформированы: типичный портрет матери, для которой при определенных жизненных обстоятельствах становится важным овладение психолого-педагогических знаний и повышение своих родительских компетенций; 2 кластера женщин, опирающихся на эмоциональные отношения с ребенком, и уделяющих больше внимания своей воспитательной функции. Для первого кластера характерно наличие двух факторов: «зеркальное Я», что соответствует представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; и «самопринятие», что соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Данная группа матерей не считает себя «плохой мамой», не отмечает наличия проблем с ребенком и ориентирована на эмоциональные отношения с ребенком. Для второй группы женщин характерно проводить больше времени с ребенком, они более сконцентрированы на своей воспитательной функции и имеют высокое значение фактора «саморуководство», что свидетельствует об отчетливых переживаниях собственного «Я» как внутреннего стержня. Женщины, относимые ко второму кластеру, считают, что их судьба находится в собственных руках, они чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Их материнская позиция заключена в ориентации на воспитание, нежели чем на эмоции к ребенку, а также соотношение своего образа как матери с представлением о материнстве в целом. 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

105-111 2
Аннотация

Увеличение количества людей с инвалидностью в современном обществе и развитие гуманистических тенденций в государственной политике и общественной жизни привело к развитию в последние десятилетия инклюзивных проектов, направленных на создание условий для успешной позитивной социализации различных категорий граждан, реализации в полной мере всех прав, гарантированных им законодательством. Указанные процессы развиваются не только за рубежом, но и в России. При этом большая часть людей с инвалидностью сегодня проживает в специализированных учреждениях: взрослые – в психоневрологических интернатах (ПНИ), дети – в детских домах-интернатах для детей с умственной отсталостью и физическими нарушениями (ДДИ). Это ведет к обострению противоречия между необходимостью социокультурной адаптации, самореализации в трудовой деятельности и в быту людей с инвалидностью и отсутствием в учреждениях закрытого типа условий для формирования у них соответствующих компетенций. Вышесказанное актуализирует поиск новых моделей социализации людей с инвалидностью. Подобная модель создана и успешно функционирует в рамках проекта «Социополис», реализуемого на базе АНО «Благое дело». Автономная некоммерческая организация научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое дело» существует с 2005 г. Сегодня учреждение успешно решает целый комплекс задач, связанных с включением людей с инвалидностью в общество и защитой их прав и интересов. За 15 лет организацией была разработана новая стационарно-замещающая модель жизнеустройства людей с инвалидностью на территории Свердловской области. Этот опыт обобщен в проекте «Социополис». «Социополис» – это социальный комплекс на территории малого поселения, включающий сопровождаемое проживание, социальную и трудовую занятость, а также социокультурную адаптацию подростков и взрослых людей с инвалидностью. Он был задуман как многофункциональная площадка для социализации и инклюзии подростков, взрослых людей с инвалидностью и выпускников детских домов на территории муниципальных образований г. Новоуральска и п. Верх-Нейвинского. Помимо этого, «Социополис» представляет собой ресурсную модель партнерства НКО, органов местного самоуправления, региональных ведомств, направленную на организацию комплексного сопровождения людей с инвалидностью, в том числе с ментальной, как альтернативы стационарным учреждениям. В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения людей с инвалидностью, реализуемая в рамках проекта «Социополис». 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

112-115 3
Аннотация

Приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации является повышение качества жизни населения. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлено, что доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2024 г. должна составить 55%. Также к числу ожидаемых результатов относится и повышение ожидаемой средней продолжительности жизни. Эти результаты имеют прямую корреляцию с целевыми показателями национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение», а именно: повышение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; снижение смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения. Необходимость достижения данных показателей актуализирует потребность в совершенствовании системы физического воспитания. В качестве одного из подходов представляется целесообразным интеграция с зарубежным опытом, в частности с системой физического воспитания Японии, где занятия физической культурой сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Цель исследования – выявить и определить подходы по привлечению населения к занятиям физической культурой через сравнительный анализ систем физического воспитания Японии и Российской Федерации, через внедрение компонентов японской системы физического воспитания в систему физического воспитания в Российской Федерации. В результате исследования определено, как работает система формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры в японской школьной инфраструктуре, выявлены элементы, которые позволят повысить количество занимающихся физической культурой и спортом на территории РФ.

116-120 4
Аннотация

Как в изменившихся социальных условиях поддерживать и развивать ценностное отношение к физической культуре и спорту? Опрос специалистов, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, показал, что сейчас вместо отбора детей на программы спортивной подготовки идет только набор, в силу резко сниженного количества детей, желающих заниматься спортом. Аналогичная ситуация и с занятиями физической культурой у различных групп населения. Для решения проблемы авторами предлагается апробация инновационного проекта по подготовке спортивных лидеров. В качестве основы исследования используется экспериментальная деятельность в рамках региональной экспериментальной (инновационной) площадки – Регионального центра развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ. Цель статьи – представить промежуточные результаты по внедрению проекта «Спорт-лидер». Новизна связана с поиском новых подходов к развитию мотивации к занятиям физической культурой и спортом у населения. Практическая значимость заключается в возможности массового распространения опыта подготовки спорт-лидеров. Кардинальные изменения в общественной жизни требуют новых подходов к развитию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, основанных на укреплении семейных ценностей и актуализации способностей к лидерству у младших школьников. 

РЕЦЕНЗИИ 

121-127 5
Аннотация

Представлена рецензия на сборник научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» (выпуск 12. Ответственный редактор М. А. Галагузова. Екатеринбург, 2020. 432 с.). Сборник научных работ посвящен проблемам использования понятийно-терминологического аппарата в педагогике в связи с широким внедрением инклюзии в образовательные педагогические системы (общеобразовательные и специальные) на всех уровнях образования как в отечественной, так и в зарубежной практике образования. Осмыслению и переосмыслению подлежит как сам понятийнотерминологический феномен «инклюзия», так и сопряженные с ним термины и понятия, соответственно, события и явления, обозначенные этими терминами. Авторы рецензии отмечают как актуальность и своевременность выхода двенадцатого выпуска сборника научных трудов, так и его возросшую востребованность у зарубежных ученых-исследователей и практиков, готовых поделиться своим опытом осознания обсуждаемых проблем. Рецензенты предполагают высокий интерес к содержанию сборника у широкого круга читателей и возвращение к обсуждаемому кругу проблем через некоторое время. В целом рецензенты констатируют факт того, что методология науки педагогики получила мощное подспорье в осознании понятийно-терминологического феномена «инклюзия». 

128-134 4
Аннотация

В статье рассмотрены актуальные подходы к обучению студентов как высококвалифицированных ИТ-специалистов и рекомендации по внедрению передовых образовательных технологий, которые стали предметом обсуждения на второй Международной конференции Innovative Approaches in Computer Science within Higher Education, состоявшейся в ноябре 2019 г. в Екатеринбурге. Анализируется проблематика конференции, связанная с принципиально новыми образовательными приемами, средствами обучения, применением информационных и инфокоммуникационных технологий, геймизацией образования, формированием у будущих специалистов в программной инженерии прикладных компетенций и т. д. Подчеркнут опыт интеграции ИТ-компаний с образовательными учреждениями и обсуждаются перспективы такой интеграции в рамках образовательного процесса. 

135-139 1
Аннотация

В статье представлен обзор Международного научно-педагогического симпозиума «Образ России в международном образовательном пространстве: евро-азиатский вектор», который был проведен 27–28 ноября 2020 г. в Уральском государственном педагогическом университете (Россия, Екатеринбург), Цзилиньском университете международных исследований (Китай, Чанчунь), Ошском гуманитарно-педагогическом институте (Киргизия, Ош). Деятельность участников симпозиума осуществлялась на разных площадках. В рамках научной площадки была проведена III-я Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом», посвященная 130-летию со дня рождения Н. С. Трубецкого (конференция включала пленарное и два секционных заседания). Научно-педагогическая площадка предполагала работу двух зарубежных секций: «Теория и практика преподавания русского языка в Китае; Теория и практика перевода» (на базе Цзилиньского университета международных исследований, Китай, Чанчунь) и «Теория и практика преподавания русского языка в странах Средней Азии» (на базе Ошского гуманитарно-педагогического университета, Киргизия, Ош). Дискуссионная площадка включала работу круглых столов «Образ России в аспекте концепции евразийства» и «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного глазами молодого ученого» (Уральский государственный педагогический университет, Россия, Екатеринбург). В симпозиуме приняли участие более шестидесяти человек в очно-дистанционной и заочной формах из шести стран мира (Белоруссия, Болгария, Киргизия, Китай, Россия, Узбекистан) и одиннадцати городов России (Астрахань, Екатеринбург, Ижевск, Кемерово, Москва, Оренбург, Сургут, Томск, Тюмень, Улан-Удэ, Челябинск). Участники симпозиума, вузовские преподаватели и школьные учителя русского языка из разных университетов и образовательных центров мира в рамках научных докладов и выступлений на круглых столах обобщили опыт преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом; рассмотрели разнообразные связи традиций отечественной словесности и тенденции современного развития языков и культур; обсудили самые актуальные вопросы лингводидактики, методики преподавания языков и литературы в условиях поликультурного и полилингвального образования; дискутировали о перспективах совершенствования стратегий языкового образования в глобальном образовательном пространстве с учетом современных условий, в частности – в связи с социальным запросом на развитие дистанционных форм обучения. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.