Preview

Журнал «Педагогическое образование в России» ориентирован на специфику и проблематику отечественного образования и видит свою миссию в развитии педагогической науки и практики, направленных на приоритетное решение задач российской системы образования. Это невозможно в отрыве от текущих глобальных тенденций развития образования, основных направлений развития мировой педагогической и психологической науки. Именно поэтому политика редакции направлена на привлечение авторов, рассматривающих лучшие зарубежные практики в контексте их адаптации и применения в Российской Федерации.

«Педагогическое образование в России» – рецензируемый научно-методический журнал, публикующий результаты исследований по следующим научным направлениям:

Основная специальность: 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.08).

Дополнительная специальность: 19.00.00 Психологические науки (19.00.01; 19.00.05; 19.00.07).

С 2010 года решением Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по указанным специальностям.

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009

Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN) с присвоением международного стандартного номера ISSN 2079-8717 от 27.05.2010

Журнал включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписной индекс – 81954. Оформить подписку на печатный вариант журнала можно на сайте Подписного Агентства «Книга-Сервис»: https://www.akc.ru/itm/pedagogic_heskoe-obrazovanie-v-rossii/

В журнале печатаются статьи на русском языке.

Индексация: eLIBRARY, Академия Google.

Текущий выпуск

№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПРИГЛАШЕННЫЙ АВТОР 

8-15 13
Аннотация

Одним из современных трендов развития цифрового общества является внедрение во все сферы социально-профессиональной деятельности нейротехнологий. Освещенный в психолого-педагогической литературе опыт использования нейротехнологий показывает как позитивные, так и потенциально негативные эффекты их применения в образовательных целях.

Цель статьи – проанализировать возможности применения нейротехнологий в профессиональном образовании, представить организационную форму их реализации в виде виртуальных мастерских.

Методология исследования. Методологическим основанием исследования возможностей нейротехнологий в образовании выступил компетентностный подход, реализованный в модели компетенций субъекта учебно-профессиональной деятельности Э. Ф. Зеера, а также теория персонализации В. А. Петровского, лежащая в основе концепции персонализированного образования. Ведущими методами исследования являются теоретико-методологический анализ предмета исследования на основе изучения и логического обобщения психолого-педагогической литературы, а также обобщение опыта практического применения нейрообразовательных технологий в профессиональном образовании.

Интеграция нейротехнологий в традиционные формы и методы обучения существенно обогащает возможности формирования компетенций, востребованных в высокотехнологичных производствах, а также позволяет осваивать профессиональные образовательные программы по персонализированным образовательным траекториям. К нейрообразовательным технологиям, отвечающим вызовам цифрового общества, относятся: практико-ориентированные кейсы; акселератная форма обучения обеспечивающаяся визуализацией учебной информации; геймификация учебнопрофессиональной деятельности; web-квесты; виртуальные учебные тренажеры; иммерсивное обучение. Организационной формой реализации перечисленных нейрообразовательных технологий являются виртуальные мастерские, ориентированные на моделирование высокотехнологичных производственных процессов. Целевое назначение виртуальных мастерских – формирование социально-профессиональных компетенций, обеспечивающих многофункциональность и социальнопрофессиональную мобильность в профессиях широкого радиуса действия. Виртуальные мастерские обеспечивают возможность освоения профессиональных образовательных программ по индивидуальным (персонализированным) образовательным траекториям. Внедрение виртуальных мастерских позволяет: создать условия, максимально приближенные к реальным, повысить качество предоставляемых образовательных услуг в профессиональных образовательных организациях; значительно расширяет профессионально-образовательное пространство, позволяет объединить усилия образовательных организаций и работодателей для решения задач подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики.

Практическая значимость. В профессиональном образовании нейротехнологии пока не получили широкого практического применения. Во многом это объясняется сложностью устройств, позволяющих имитировать высокотехнологическое производство. Но виртуальные мастерские уже используются на базе инновационных площадок подготовки высококвалифицированных кадров.

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

16-21 7
Аннотация

Статья посвящена судьбе одного из преподавателей Свердловского государственного педагогического института (ныне – Уральский государственный педагогический университет, УрГПУ) – Елены Константиновны Моносовой. Развитие психолого-педагогических знаний начала ХХ века привело к формированию нового научного и практического направления – педологии. Однако в начале 1930-х гг. оно подверглось жесточайшей критике. Автор статьи ставит проблему – должен ли преподаватель нести персональную ответственность за резкие повороты в тактике государства по отношению к науке и образованию. Идеологические задачи стояли выше прагматизма, в этой связи профессионалы в различных областях общественной жизни оказались жертвами политических экспериментов, в том числе и Е. К. Моносова.

Архивные материалы Государственного архива Свердловской области, Государственного архива административных органов Свердловской области, Центра документации общественных организаций Свердловской области, материалы музея УрГПУ позволили погрузиться в атмосферу, сложившуюся в советском обществе конца 1920-1930-х гг., реконструировать ситуацию, сложившуюся сначала вокруг науки педологии, а также кафедры, члены которой ее преподавали, воссоздать вехи биографии и профессионального пути Е. К. Моносовой.

Трагедия ее жизни состояла в том, что в одночасье в результате «охоты на ведьм» по-советски (репрессии в отношении партийно-государственных чиновников и отдельных отраслей научного знания) она лишилась профессии, мужа и сына. Из рядов педагогов она была выброшена в категорию членов семьи изменника Родины и подверглась судебному преследованию.

Исследование позволило утверждать, что Е. К. Моносова внесла большой вклад в изучение и развитие такой дисциплины, как педология, и разделила ее судьбу, став жертвой идеологических установок советской партийно-государственной бюрократии.

22-29 7
Аннотация

На основании полученных авторами в архивных учреждениях Свердловской области новых, неизвестных ранее материалов в настоящей публикации представлены сведения о служебной деятельности Якова Денисовича Петрова в качестве директора одного из крупнейших педагогических вузов Уральского региона в послевоенные годы. Представленные в статье краткие биографические сведения о директоре СГПИ дополняют имеющуюся в опубликованных ранее источниках информацию.

В статье исследуются противоречивые тенденции развития системы высшего педагогического образования в последние годы сталинского правления. Авторами представлены особенности работы Свердловского педагогического института во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.: недостаток выделяемых средств, проблемы материально-бытового характера, командно-административные методы руководства, контроль и вмешательство партийных органов в деятельность администрации. Дается характеристика Я. Д. Петрова как эффективного администратора, педагога, пропагандиста педагогических знаний.

В условиях, когда партийный аппарат требовал от дирекции вуза главным направлением в деятельности института считать идейно-политическое воспитание студентов, Яков Денисович совершенно справедливо видел в качестве главной задачи обучения профессиональную, прежде всего методическую, подготовку учителей. Авторы обращают внимание читателей на то, что в послевоенные годы, в условиях повсеместного перекладывания ответственности партийными чиновниками за собственные промахи на руководителей подведомственных им учреждений, вплоть до политических обвинений в их адрес, Я. Д. Петров достаточно умело применял полученный им в годы Великой Отечественной войны опыт руководства образовательным учреждением, сочетая безусловное выполнение установок руководства с определенной самостоятельностью при принятии решений. Это позволило к началу 1950-х гг. добиться определенных успехов в работе возглавляемого им учреждения: укреплялась материальная база и расширялись учебные площади СГПИ, улучшалась деятельность аспирантуры, совершенствовалась система методической подготовки будущих учителей.

30-38 8
Аннотация

Данная работа представляет собой обобщающее научно-исследовательское представление развития казанских свободных художественных мастерских, профтехшкол, школ фабрично-заводского обучения в г. Казани, кантонах, селах Татарской республики и включает описание основных задач, принципов, содержания и форм учебной деятельности. Исследование ставит задачей восстановить историю мастерских и профтехшкол в области изобразительного искусства по выявленным архивным материалам, а также на основании документов показать роль личностей педагогов мастерских как в становлении конкретных художественных школ ТАССР, так и в осуществлении реформы художественного образования в регионе в целом. Рассматривается опыт создания системы казанских художественных школ в ТАССР, заложивший традиции художественного образования в ряде ее регионов.

Цель статьи заключается в том, чтобы на основе архивных документов и материалов изучить и раскрыть поэтапность развития народного художественного образования трудящихся и подростков ТАССР. Обозначены основные методологические подходы к моделированию республиканской системы народного образования, выделены ее нормативные функции.

В ходе исследовании предпринимается попытка показать подготовку квалифицированных рабочих, мастеров узкой специальности, специфику их деятельности в будущем в области искусства и художественной промышленности. Особое внимание уделяется казанским художественным мастерским, прошедшим сложнейший путь реорганизации, проводимой в 1895–1935 гг., и мастерским при индустриально-технических профшколах, в школах ФЗО г. Казани и в кантонах республики. Отмечается неоценимая роль уполномоченного по делам мастерских, заведующего секцией изобразительного искусства Татнаркомпроса Ф. П. Гаврилова, а также Н. И. Фешина в становлении и развитии мастерских как высших учебных заведений, которые в дальнейшем заложили основу для открытия художественных школ в Татарской АССР. Мастерские сыграли свою неоценимую роль в приобщении трудового народа к культуре и искусству.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

39-49 7
Аннотация

В статье представлены результаты анкетирования представителей педагогического сообщества, ученых и практиков образования, участников международной научно-практической конференции «Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества», проходившей 25–26 октября 2019 г. в Дальневосточном федеральном университете. Вопросы, обсуждаемые участниками конференции, являются частью исследования по поиску механизмов решения проблемы организации процесса подготовки педагогов к образовательному взаимодействию с новым субъектом (сетевой личностью) в новых социокультурных условиях (условиях информационного общества). Целью анкетирования было осмысление широкой педагогической общественностью содержания таких категорий, как «образовательное взаимодействие» и «сетевая личность». Обработка результатов анкет позволила обозначить смысловое содержание категории «сетевое образовательное взаимодействие», понимание которой необходимо для организации процесса подготовки педагогов к диалогу с различными субъектами образования в новых социокультурных условиях. В анкетировании приняли участие 158 человек – представителей не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики. Российское педагогическое сообщество включало представителей Дальневосточного региона, Центрального федерального округа, Уральского федерального округа, Луганской народной республики и др., зарубежное – представителей Китайской Народной Республики, Финляндии, Голландии, Чешской республики, Австралии, Малайзии, Вьетнама и др. В анкетировании приняли участие представители различных сфер образования – дошкольной, общего образования, высшей школы, дополнительной, имеющие разный стаж педагогической деятельности (от молодых – до 5 лет, до педагогов со стажем более 25 лет), занимающих различные должности (воспитатели, учителя, преподаватели, представители администрации). Результаты (прием корреляции ответов) позволили выявить различия в понимании категорий «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность». Характер различий и смысловое содержание этих категорий представлены в данной статье.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

50-65 7
Аннотация

В статье впервые в педагогической литературе методы единства веры и сомнения, критики и самокритики и убеждения исследуются в их взаимосвязи и рассматриваются как средства самоопределения личности и развития ее креативности. Вера – особое состояние сознания субъекта, возникающее на основе информации об объекте и выражающееся в определенном принятии их возможности сохранять свою ценность и в будущем выступать мотивом его деятельности (религиозная вера предметом исследования не является). Следует выделять: гносеологические объекты веры (связаны с уверенностью в истинности образов сознания) и онтологические (бытийные) объекты веры (связаны с уверенностью в ценности нормативной составляющей деятельности). Ведущая роль в веровательном отношении человека к миру принадлежит его вере в себя. Исходным пунктом формирования уверенности педагогов и студентов в успешности своей деятельности является правильный выбор ими своей профессии. Сомнение – неуверенность в истинности чего-нибудь. Сомнение соотносится и с верой, и с истиной. Как и в вере, следует выделять два вида сомнения: когнитивное (сомнение в истинности образов сознания) и бытийное (соответствие субъекта деятельности ее нормативным требованиям). Сомнение выступает как мерило веры и как способ ее созидания и разрушения. В педагогике понятия «веры» и «сомнения» и метод их единства не используются. Следствие этого – распространение в педагогической практике передачи педагогами знаний студентам догматическим методом, ориентированным на их заучивание. Альтернатива этого метода – креативный метод, основанный на доказательстве педагогами студентам истинности передаваемых знаний и их личностной ценности для них. В статье предложена концепция превращения знаний студентов в их убеждения на основе принципа истины. В познании педагогов и студентов «работает» прежде всего метод когнитивного убеждения, в практике убеждение «работает» прежде всего как метод воспитания. Основным средством развития креативности студентов является их самоубеждение на основе диалектики веры и сомнения и объективной критике. Сомнение воздействует на веру посредством объективной критики. Объект когнитивной критики – то в содержании сознания, что неадекватно объекту познания, а объект бытийной критики – то в практической деятельности субъектов, что не соответствует предъявляемым к ним нормативным требованиям. Особым видом критики является критика критики (критика одним субъектом критики его другим субъектом). Рассматриваются требования, которые предъявляются к критике и самокритике педагогов и студентов. В образовательных стандартах подвергается критике компетенция «способность к педагогическому мышлению».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

66-73 8
Аннотация

В современной России существенная часть молодого поколения подвержена дезорганизации и активному влиянию разнообразных экстремистских идеологий, как следствие, происходит разложение традиционных ценностей русской культуры и культур других народов многонационального государства. При этом подавляющее большинство отечественных исследователей, говоря о специфических основаниях молодежного экстремизма, находят их в конкретных исторических реалиях, указывая, что существенная часть этих причин восходит к нашей действительности и обусловлены состоянием российского государства и общества.

Проблемы профилактики молодежного радикализма в организациях среднего профессионального образования все более актуализируются. Для объективизированного анализа данной теоретической и прикладной проблемы было проведено исследование среди 362 студентов организаций среднего профессионального образования г. Екатеринбурга.

Содержательно исследования касались проблем: идейно-политического характера, обсуждаемых в средствах массовой информации различной политической ориентации; отдельных аспектов функционирования судебной системы, сохранения и укрепления общественного правопорядка; межнациональных и социально-классовых отношений; различных проявлений профессионального и образовательного статуса; общественной морали, межличностных отношений в обществе и учебном заведении; вопросов лояльного отношения студентов к отдельным социальным порокам. Исследование выявило социально значимые различия отношений студентов среднего профессионального образования – будущих рабочих и специалистов среднего звена – к разнообразным социальнополитическим, идеологическим, социально-экономическим, социокультурным вопросам, которые напрямую или косвенно могут сформировать индивидуальную предрасположенность к экстремистскому вектору развития личности. Выявленные особенности самосознания студентов необходимо учитывать в педагогической профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде в организациях системы среднего профессионального образования.

74-81 9
Аннотация

Конструктивные взаимоотношения подростков с родителями могут выступать ресурсом для адаптации при изменении уровня образования: переход обучающихся от общего образования (школы) к среднему профессиональному образованию (техникум, колледж). Авторы анализируют ожидания студентов среднего профессионального образования от общения с родителями и на основе данного анализа выявляют структурную модель ожиданий студентов. Цель статьи – определить ожидания участников от их взаимодействия с родителями. В исследовании приняли участие 524 студента среднего профессионального образования г. Екатеринбурга. Студентам среднего профессионального образования предлагалось пройти анкетирование с применением сервиса Google-формы. С помощью метода кластерного анализа определилось 6 кластеров, каждый из которых включает в себя определенные словоформы. Авторами представлено описание кластеров, которые вошли в структурную модель ожиданий студентов среднего профессионального образования от взаимодействия с родителями. На основе данной структурной модели предполагается составление программы повышения уровня коммуникативной культуры, направленной на межличностные отношения в семье.

82-89 10
Аннотация

В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы взаимосвязи когнитивных способностей и психологического благополучия студентов. В настоящее время особенно острой проблемой становится формирование когнитивных способностей и психологического благополучия современных молодых людей как ведущих факторов адаптации личности. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что психологическое благополучие студентов может быть связано с некоторыми когнитивными способностями. Для проверки гипотезы исследования и изучения взаимосвязи психологического благополучия и когнитивных способностей авторы использовали линейный корреляционный анализ. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали методики «Универсальный интеллектуальный тест» и опросник психологического благополучия. В результате исследования выяснилось, что психологическое благополучие имеет неоднозначную взаимосвязь с когнитивными способностями. Также в результате эмпирического исследования было выявлено, что когнитивные способности не имеют связи либо проявляют отрицательную корреляцию с психологическим благополучием. Авторы эмпирическим путем доказали, что осмысленность жизни имеет отрицательную связь с большинством когнитивных способностей. Также в результате исследования выяснилось, что позитивная эмоциональность отрицательно связана со способностью использовать теоретические знания в практической деятельности. Основываясь на собственных данных и результатах предшествующих исследований, авторы пришли к выводу, что люди с высоким интеллектом более критично относятся к миру и не склонны полагаться на позитивные иллюзии. Следовательно, их смысложизненные ориентации и психологическое благополучие будут снижены.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

90-97 6
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема восприятия учебной информации. Авторы исходили из гипотезы о том, что современные учащиеся, живущие в эпоху цифровых технологий, предпочитают визуальную информацию текстовым документам. Авторский коллектив тщательно проанализировал идеи современных российских и зарубежных ученых, исследующих проблему эффективности визуальной передачи учебного материала, а также проблему потребности Z-поколения в невербальных средствах коммуникации, таких как: схемы, интеллект-карты, комиксы. В статье был рассмотрен вопрос заинтересованности современных подростков небольшими лаконичными текстами, в которых эмоции выделены смайлами. Кроме того, в статье рассмотрен высокий потенциал образовательных комиксов в качестве наглядного материала для проведения уроков и внеклассных мероприятий по учебным предметам. Современное цифровое поколение естественно воспринимает комиксы, состоящие из рисованных лент, представляющих собой реальное жизненное событие. Анализируя исследования коллег, авторы придерживаются устойчивой методологической парадигмы, подчеркивая неразрывную связь визуального и текстового восприятия и усвоения информации с помощью образовательных комиксов как инновационных средств обучения, максимально реализующих принцип наглядности в образовательном процессе. Комиксы как метод передачи информации доступны и легки для понимания и восприятия, ассоциируются с реальными действиями. Авторы статьи рассмотрели проблему формирования медиаграмотности, которая достаточно давно осознана и включена в образовательные программы школьников большинства стран в отличие от российского образования. Авторский коллектив разработал методику применения медиатехнологии посредством образовательного комикса в обучении, способствующего знакомству с миром IT и формированию цифрового интеллекта у обучающихся, позволяющего сформировать у них навыки использования цифровых ресурсов образовательного пространства. В статье приведены примеры комиксов по биологии с привлечением межпредметных связей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

98-103 10
Аннотация

В статье описывается репрезентация языковой личности в русской и китайской лингвокультурах на материале ассоциативного эксперимента со словом-стимулом детство / 童年. Концепт ДЕТСТВО является важной составляющей общественной жизни носителей любой культуры. Целью данной статьи является сопоставительный анализ русской и китайской языковой личности. Для достижения поставленной цели используется свободный цепочечный ассоциативный эксперимент, который позволяет описать реальное сознание носителей языка. Предлагается методика исследования, состоящая из двух последовательных этапов: (1) анализ понятия детство в толковых и этимологических словарях русского и китайского языков; (2) анализ восприятия детства в китайской и русской культурах с помощью ассоциативного эксперимента. Семантический анализ словастимула детство / 童年 и ассоциативных реакций выявляют картину мира двух лингвокультур. Сопоставление дефиниций лексической единицы детство в толковых и этимологических словарях позволило выявить сходство и различия семантической специфики в русском и китайском языках. В результате проведенного ассоциативного эксперимента с участием 150 носителей русского и 150 носителей китайского языков были выявлены частотные ответы в трех наиболее значимых тематических группах: «ассоциации, связанные с домашним бытом»; «ассоциации, связанные с воспитанием»; «ассоциации, связанные с детским психо-эмоциональным восприятием, чувствами и ощущениями». Отличия в репрезентации концепта ДЕТСТВО в китайской и русской лингвокультурах определяются различиями национальных традиций и обычаев китайского и русского народов. Ассоциации, связанные с воспитанием, имеют, в том числе, политическую окраску. Реакции на словостимул детство / 童年 дают представление об образе жизни и системе ценностей представителей русской и китайской лингвокультур. Материалы исследования позволили сделать вывод о том, что специфика дефиниции детства и ассоциативно-вербальных реакций обусловлена структурой русского и китайского социумов. Отличающиеся единицы, выявленные в материалах эксперимента, требуют комментариев в иностранной аудитории. Результаты исследования можно использовать в процессе преподавания русского языка как иностранного, при уточнении данных ассоциативных словарей и составлении учебных словарей на русском и китайском языках.

104-109 5
Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена направленностью музыкального образования в современном Китае на интеграцию уникальных национальных традиций с опытом европейской музыкальной педагогики. В статье доказывается, что изучение европейской музыки студентами педагогических вузов Китая продуктивно при опоре на стилевой подход, позволяющий раскрывать в педагогическом процессе семантику музыкальных интонаций иной, отличной от китайской, музыкальной традиции. Цель статьи – обоснование стилевого подхода как методологической основы формирования у китайских студентов представлений о европейской музыкальной культуре. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы: обобщение опыта китайских мыслителей в сфере философии музыки и исследований российских искусствоведов и эстетиков в вопросах музыкального стиля. Научная новизна состоит в выделении и обосновании в рамках стилевого подхода комплекса методов, имеющихся в педагогике музыкального образования, которые направлены на осмысление студентами связи музыкальных явлений с мировоззренческими ценностями определенной эпохи (или творчества отдельного художника). Метод моделирования стилевого контекста используется для своеобразной «оптимизации» процессов, осуществляющихся в реальном опыте личности, интуитивно усваивающей стилевые модели культуры на основе восприятия множества разнообразных художественных явлений одного направления. Метод выявления смысловых доминант художественного стиля направлен на выстраивание в сознании студентов многообразных художественно-стилевых проявлений в единую картину мира – стилевую концепцию. Метод жанрово-стилевого анализа направлен на освоение жанровых знаков как смысло-выразительных комплексов. Метод анализа интонационной формы музыкального произведения направлен на понимание психологических основ музыкальной композиции (с использованием приемов, связанных с вовлечением студентов в практическую деятельность при восприятии эмоционально-образного содержания музыки). Практическая новизна состоит в определении критериев и показателей сформированности у студентов представлений о европейской музыкальной культуре, проведении опытно-поисковой работы и анализе ее результатов. Выявлено, что применение стилевого подхода и выделенных в его рамках методов в работе с китайскими студентами способствовало повышению уровня сформированности у них представлений о европейской музыкальной культуре, что выразилось в обогащении их интонационнообразного багажа, расширении представлений о средствах выразительности в музыке европейской традиции, развитии интереса и ценностного отношения к европейской музыкальной культуре.

110-118 7
Аннотация

Рассмотрены ключевые тенденции в преподавании иностранного языка в магистратуре российских вузов. Выдвинута гипотеза о том, что в высшей школе при разноуровневом владении иностранным языком наиболее эффективным инструментом в обучении французскому языку магистрантов является дифференцированный подход с применением аудиокастов. Обоснована актуальность темы исследования, выделены проблемные области исследования данного направления. Проведено исследование современных методов преподавания иностранных языков как в зарубежных, так и в российских образовательных учреждениях. Определены важнейшие тенденции в изучении иностранных языков в российских вузах, среди которых индивидуализация языковых программ, а также одновременное обучение студентов сразу нескольким языкам. Выделены ключевые направления повышения эффективности преподавания иностранных языков в вузе: универсальный дифференцированный подход в обучении французскому языку в магистратуре – деление на группы по уровню владения языком и психологическим направленностям личности; комплексный подход к выбору методик преподавания; регулярное изучение передовых зарубежных технологий и их адаптация к российской специфике; повышение роли самостоятельной работы и личности преподавателя в усилении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Описан опыт использования дифференциального подхода при обучении французскому языку в магистратуре с применением аудиокастов. В результате применения данного похода, несмотря на разный уровень подготовленности, начинающие магистранты чувствовали себя комфортно, находились в равных условиях с теми, кто продолжал изучение французского языка, все обучающие продемонстрировали достаточно высокие результаты, в том числе в условиях дистанционного обучения. Данная статья может быть интересна преподавателям иностранных языков в высшей школе, а методология разработанных заданий по всем видам речевой деятельности может лечь в основу практических занятий по французскому языку со студентами с разным уровнем подготовленности, что, очевидно, улучшит качество обучения студентов в вузе.

119-135 13
Аннотация

Несомненно, что уровень массовой математической подготовки граждан является одним из ключевых условий и индикаторов подготовленности общества к жизни в будущем цифровом укладе народного хозяйства. В частности, приоритетные ныне технологии искусственного интеллекта могут быть эффективно освоены гражданами лишь при достаточном уровне развития собственных когнитивных способностей, который предопределяется во многом именно уровнем математической подготовки. Вместе с тем, освоение математики и, шире, развитие собственных когнитивных способностей, является трудным и проблемным процессом. Поэтому исследования, нацеленные на поиск эффективных психолого-педагогических инструментов повышения мотивации к изучению математики на всех уровнях образования и даже за пределами формальных образовательных структур, являются актуальными. К числу таких инструментов можно отнести математические олимпиады и различные математические конкурсы.

В статье обобщен опыт практической работы авторов, представляющих коллектив кафедры высшей математики и методики обучения математике Института математики, физики, информатики и технологий ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», по организации и проведению математических олимпиад и других математических конкурсов от городского вплоть до международного уровней. Многолетний опыт показал, что эти мероприятия традиционно вызывают большой интерес обучающихся как в качестве их участников, так и в качестве соисполнителей, и могут служить вполне показательным неформальным индикатором качества предметной математической подготовки будущих учителей. Участие в подготовке и проведении олимпиад является важным компонентом подготовки будущих учителей в контексте освоения умений по организации внеучебной деятельности и педагогической работы с подростками с особыми образовательными потребностями (в данном случае – наиболее подготовленными и мотивированными к изучению математики за пределами стандартной школьной программы по предмету). Обсуждаются перспективы дальнейшего развития олимпиадного математического движения «от УрГПУ».

136-143 9
Аннотация

В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс модернизации национальной системы квалификаций, вызванный социальными и экономическими изменениями на рынке труда и определяющий новый тип специалиста – готового к изменениям и постоянному обновлению компетенций. Данный процесс также затрагивает профессию учителя. Определяются новые компетенции, которыми должен обладать педагог, однако высокий уровень требований к учителю не соответствует его профессиональной подготовке. Возникает закономерный вопрос: способна ли существующая система дополнительного профессионального образования обеспечить качественное профессиональное развитие педагогических работников в соответствии с новыми требованиями? Ряд исследований указывают, что отечественная система повышения квалификации педагогов не приводит к существенным изменениям результатов обучающихся, не соответствует социальному заказу и требованиям рынка труда. Одним из возможных способов преодоления обозначенных проблем представляется выстраивание профессионального развития педагогов на основе подходов андрагогики. В статье проанализированы особенности обучения взрослых и выявлены условия, необходимые в организации обучения взрослых. Проведенные исследования среди педагогических работников г. Екатеринбурга и Свердловской области показали, что учителя отдают предпочтение традиционным форматам обучения, пройденные программы повышения квалификации не соответствуют актуальным для них направлениям, однако педагоги готовы к формированию запроса и горизонтальному обучению, что в целом говорит об осознанном и ответственном отношении к собственному профессиональному развитию. Проведенное исследование системы дополнительного профессионального образования Свердловской области, включавшее анализ 329 дополнительных профессиональных программ для педагогов, показало, что представленные программы не ориентированы на потребности и дефициты педагогов; многие программы носят формальный характер и включают репродуктивные формы работы. В заключение представлены рекомендации для выстраивания профессионального развития педагогических работников.

144-149 6
Аннотация

В статье исследованы национально-психологические и этнокультурные особенности китайских студентов, приведены характерные черты российско-китайской коммуникации и связанные с ней отличия в культурах двух стран: особый менталитет и традиционные представления о главных культурных аспектах; рассмотрено влияние системы китайского образования на лингвометодические особенности обучения иностранным языкам китайских студентов. В статье акцентируется внимание на выборе методов преподавания русского языка как иностранного с учетом менталитета китайских студентов, в частности метода анализа и синтеза. Большое значение в статье уделяется также педагогическим подходам, на которых основывается методика обучения русскому языку как иностранному. Среди них следует особо выделить межкультурный и личностноориентированный подходы. Для успешного преподавания в китайской аудитории преподавателю следует быть крайне тактичным в исправлении ошибок студентов и мотивировать их на достижение лучших результатов. Межкультурный подход позволяет делать дополнительный подбор страноведческих учебных материалов. Данные педагогические подходы позволяют контролировать ход обучения и максимально раскрывают потенциал китайских студентов с учетом их этнокультурных особенностей. В статье делается вывод о том, что процесс моделирования педагогических ситуаций для определения содержания курса русского языка как иностранного должен осуществляться с учетом специфических этнопсихологических и социокультурных особенностей менталитета китайских студентов. Преподаватели русского языка как иностранного, обучающие китайских студентов, должны применять новые технологии и методы, чтобы повысить эффективность процесса обучения. Результаты исследования, приведенные в данной статье, могут быть использованы преподавателями при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному.

150-156 8
Аннотация

Современному горному инженеру-геологу необходимо обладать умениями проводить анализ и оценку вещественного состава горных пород, руд и типов месторождений полезных ископаемых. Это предполагает использование таких логических операций, как сравнение, аналогия, обобщение. Умение оценивать достоверность полученной информации тесно связано с умением ее анализировать, делать адекватные выводы, принимать верные решения. Это возможно только при наличии критического мышления у будущего горного инженера-геолога. В качестве средства формирования критического мышления на практических занятиях в процессе обучения математике выбран кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций. Особенность его в том, что он может быть внедрен в такой метод обучения, как математическое моделирование, который является практически единственным инструментом в инженерной практике при геологических исследованиях и разведке месторождений полезных ископаемых. В процессе обучения математике кейсы представлены в виде задач. При решении задач у студентов не только происходит процесс овладения набором математических знаний, умений, но и устанавливается связь математики с их будущей профессиональной деятельностью. Также задача является средством формирования и развития критического мышления, так как активность мышления обучающегося почти всегда связана с наличием проблемной ситуации, которую нужно решить, и пониманием того, что для ее решения у обучаемого не всегда хватает имеющихся знаний. Приведен пример кейс-задачи на формирование критического мышления с помощью составления, анализа и оценки математической модели с использованием метода корреляционного и регрессионного анализов. Студенты понимают проблемную ситуацию, выделяют ее базовые составляющие, анализируют данные, полученные эмпирическим путем, строят график (корреляционное поле), выдвигают гипотезу. Для количественной характеристики проведенного анализа студенты вычисляют коэффициент корреляции, проверяют гипотезу. Студенты составляют и оценивают варианты решения: для данной выборки находят коэффициенты линейного уравнения регрессии и изображают его графически. С помощью справочных данных проводят оценку точности полученной математической модели. На основе анализа оценки точности модели у студентов происходит осмысление собственных действий, анализ изученной информации. Это приводит к формированию критического мышления.

157-164 5
Аннотация

В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Информатика и программирование» студентам основной профессиональной образовательной программы высшего образования «Цифровое искусство». Возможны различные варианты реализации образовательной программы по цифровому искусству, в связи с этим представляется актуальным поиск подходов, методов и средств обучения по данному профилю. В частности, это касается информационнотехнологической подготовки студентов, в рамках которой формируются профессионально значимые компетенции выпускников. Анализ научной литературы показал, что круг вопросов, связанный с преподаванием профильных дисциплин для будущих специалистов в области цифрового искусства, является достаточно новым для современной педагогической науки и пока не нашел отражения в публикациях. Цель данного исследования – выявить особенности преподавания дисциплины «Информатика и программирование» для студентов профиля «Цифровое искусство». На основе анализа ФГОС «Прикладная информатика» 2015 и 2017 годов, профессиональных стандартов, подходов к преподаванию информатики в высших учебных заведениях, материалов рабочих программ учебных дисциплин, универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций было выявлено, что дисциплина «Информатика и программирование» для ОПОП ВО «Цифровое искусство» включает в себя содержание фундаментальных и прикладных тем информатики, имеет особенности в системе лекций и практических заданий, в соответствии с будущими профессиональными компетенциями специалистов цифрового искусства, способностью принимать участие в разработке IT-проектов для сферы культуры и цифровых арт-объектов. Дисциплина включает в себя некоторые профильные мероприятия, в частности Хакатон по разработке цифровых арт-объектов и дизайн-макетов, реализуется с поддержкой электронного курса.

165-174 4
Аннотация

В рамках решения проблемы формирования заданных современных профессиональных компетентностей у студентов педагогических специальностей рассматривается вопрос о значимости методической культуры как одного из ведущих компонентов педагогической деятельности и основы становления профессиональных компетенций. С позиции включения процесса воспитания методической культуры в стабильную самоподдерживающуюся структуру педагогической культуры представлен вариант решения задачи проектирования методики формирования методической культуры в образовательной SMART-парадигме. Цель описываемого исследования: выделить особенности и разработать модель формирования методической культуры будущих педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». При уточнении определения понятия «методическая культура» для разработки методики предложена идея обогащения, которая реализована в «трехмерной» модели по следующим «плоскостям»: проектирование преподавателем – совместное проектирование методики, проектирование – совместное оценивание и рефлексия процесса и результатов проектирования и применения методики обучения. Именно эти «плоскости» (направления) задают синергетическое наполнение выделенным компонентам методической системы: мотивационному, ценностному, целевому, диагностическому, когнитивному, операционно-деятельностному и рефлексивно-оценочному. Указанная трехмерная особенность модели, с одной стороны, определяет универсальность инвариантной составляющей проектируемой методической системы обучения, с другой – позволяет обогащать методику формирования методической культуры для конкретных обучающихся. Сформулированы выводы о целесообразности использования представленной модели для построения методической системы подготовки студентов уровня магистратуры при целевом выделении значимости формирования методической культуры.

175-177 6
Аннотация

Обосновано выделение лингвополитических компетенций как важной составной части лингвострановедческих компетенций будущих учителей, которые изучают китайский язык и китайскую культуру в российских университетах. Обоснован тезис о том, что необходимо специально знакомить студентов с политической системой Китая и политическими символами государства – флагом, гербом, гимном, а также с политической структурой Китайской Народной Республики и ее руководителями. Представлен дидактический материал, который может быть использован на занятиях с российскими студентами, которые изучают китайский язык и одновременно знакомятся с китайской культурой, в том числе с государственными символами Китая.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

178-187 6
Аннотация

Человек погружается в культуру, усваивая и обогащая ее содержание в разных смысложизненных контекстах. Одним из пяти внешних контекстов (слоев, оболочек), одномоментно окружающих субъекта познания, наряду с мировой образовательной средой, образовательной средой страны, образовательной средой семьи, собственно образовательной средой, в которую включен субъект познания, является среда коммуникативной и информационной культуры, существующая в стране и мире. Взаимодействие этих двух культур формирует у человека критерии первичной антиципации (предвосхищения) восприятия мира и влияет на ценностно-смысловую основу личной культуры субъекта познания. Методологическим основанием нашей работы является контекстное образование академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Андрея Александровича Вербицкого. Личная культура человека формируется в процессе познания – окружающий мир во всей своей сложности и многогранности отражается в культуре, которую созидает внутри себя субъект познания. Этотпроцесс всегда связан с работой сознания, деятельностью, духом. Человек, общаясь с физическим (природным и социальным) и духовным (культурным) миром, сохраняет в своем сознании ассоциативный ряд различных образов и отношений к ним, которые в последующем являются основой развития смысловых, духовных отношений в человеке. Это способствует самопознанию и самовыражению личности и индивидуальности в процессе жизни, деятельности и творческой активности.

Цель статьи – описать роль среды коммуникативной и информационной культуры как внешнего контекста формирования личной культуры субъекта познания. Объект – среда коммуникативной и информационной культуры как социокультурный феномен. Предмет – «переплетение» и интеграция коммуникативной и информационной культуры в контексте формирования личной культуры субъекта познания.

Результат: образовательная среда коммуникативной и информационной культуры обусловливает формирование личной культуры субъекта познания, которая может быть проявлена на следующих уровнях, генетически сменяющих друг друга: 1 уровень – уровень культурной и социальной идентичности; 2 уровень – уровень социокультурной компетентности; 3 уровень – уровень духовности личности; 4 уровень – уровень гражданской идентичности; 5 уровень – уровень интеллигентности.

Вывод. Таким образом, в статье рассматриваются контекстно-содержательные факторы, оказывающие влияние на «переплетение» и интеграцию коммуникативной и информационной культуры как среды, создавая контекст для формирования личной культуры субъекта познания.

Научная новизна заключается в идее трансформации традиционной передачи знаний последующим поколениям в активное созидание (интегрирование) самим субъектом познания во внутреннем контексте образа за счет «переплетения» коммуникативной и информационной культуры и проецирование себя в культуру, социум на одном из уровней личной культуры. Практическая значимость обусловлена тем, что в результате теоретического анализа проблемы можно сформулировать ряд задач для проведения эмпирического исследования и разработать психологопедагогические условия для образования субъекта познания, чтобы интеграция культур была адекватной адаптации субъекта в современное общество.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

188-194 11
Аннотация

В статье рассматривается проблема выявления типичных и атипичных отклонений в развитии социальной коммуникации у детей раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза. В начале автор проводит краткий экскурс в историю организации ранней комплексной помощи на базах дошкольных образовательных организаций г. Москвы в период с 2009 г. по 2014 г. (в службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания, центрах игровой поддержки и др.). Далее охарактеризованы современные возможности получения коррекционно-развивающей и консультативной помощи детьми раннего возраста и их семьями в Москве и Московской области. Автор акцентирует внимание на неоднородности контингента детей с отклонениями в развитии и выделяет три основные группы: с задержкой речевого развития, задержкой познавательного и речевого развития, а также с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Приводится статистический анализ выявления таких задержек развития на протяжении 2009–2014 гг. и за последний учебный год на базе различных образовательных организаций, в которых было организовано психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами развития и их родителей. Полученные автором экспериментальные данные свидетельствуют об увеличении количества детей раннего возраста с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Данная категория детей часто вызывает затруднения у специалистов при проведении психолого-педагогической диагностики и определении индивидуального педагогического маршрута. Далее в статье приводится типология типичных и атипичных отклонений в развитии социальной коммуникации у детей раннего возраста с ранее рассмотренными вариантами дизонтогенеза. Особое внимание уделяется оценке уровня коммуникативного развития, социального взаимодействия и эмоционального реагирования детей разных категорий. В завершении статьи внимание акцентируется на еще одной категории малышей – детях «группы риска» по возможным проявлениям последствий воздействия негативных факторов в перинатальный период развития. Такие дети требуют особого динамического мониторинга со стороны взрослых, нуждаются в пропедевтических психолого-педагогических мероприятиях в целях предупреждения появления задержек развития.

195-203 15
Аннотация

В статье раскрывается проблема использования потенциала корпоративной культуры и социальной ответственности университета в вопросах профессиональной социализации магистрантов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель исследования – выделить потенциал корпоративной культуры и социальной ответственности университета в решении проблем профессиональной социализации магистрантов с ОВЗ. В качестве методологического обоснования представлены ведущие тренды деятельности университета по реализации проекта функционирования доступной образовательной среды для магистрантов с ОВЗ средствами университетской корпоративной культуры. Подчеркивается значение деятельности профессорско-преподавательского состава университета в осуществлении: профессиональной подготовки магистрантов с ОВЗ в контексте их профессиональной социализации совместно с адаптацией к образовательной среде вуза; программы социально-психологического сопровождения лиц с инвалидностью в вузе; программы медико-реабилитационного сопровождения магистрантов с ОВЗ. Представлена работа «Центра инклюзивного образования УрФУ», обеспечивающего создание и улучшение условий для обучения и профессиональной социализации лиц с ОВЗ. Методами исследования стали анализ, обобщение и синтез: научной и методической литературы по проблеме исследования и практики функционирования «Центра инклюзивного образования УрФУ». Новизна исследования заключается в комплексном изучении потенциала корпоративной культуры и социальной ответственности университета в вопросах профессиональной социализации магистрантов с ОВЗ посредством создания доступной образовательной среды. Практическая и теоретическая значимость результатов: для вуза федерального уровня решение исследуемой проблемы играет особую роль: являясь социальным институтом, доступ к которому должен иметь каждый, он тем самым выполняет одну из основных функций и действует, согласно законам РФ. Анализ деятельности УрФУ показал значимость использования потенциала корпоративной культуры и социальной ответственности университета для решения вопросов профессиональной социализации магистрантов с ОВЗ. Раскрыты возможности получения людьми с ОВЗ образования в данном вузе в индивидуальном порядке с применением: дистанционных технологий, индивидуальных программ, траекторий, графиков обучения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

204-209 9
Аннотация

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания молодежи средствами такого вида художественной деятельности, как вокальное исполнительство. Раскрываются идеи отечественных педагогов о влиянии художественной и музыкальной деятельности на формирование патриотических чувств подрастающего поколения. Рассматриваются такие формы патриотического воспитания, как фестивали и конкурсы. Одним из таких конкурсов является фестиваль «…России сможем послужить», который является традиционным, а с 2021 г. проводится на базе Всероссийской многофункциональной гражданско-патриотической онлайн-платформы «Живая история». Представлены результаты анкетирования участников фестиваля, которые высказали мнения по его организации и возможностям в деле патриотического воспитания молодежи. На основе полученных ответов анкеты делаются выводы о том, что молодые исполнители проявляют интерес к патриотической песне прошлых лет и настоящего времени. Выявляются и «узкие» места в процессе приобщения подрастающего поколения к отечественной песенной культуре, в частности, недостаточные знания истории создания песен, взятых исполнителем в репертуар, а также о творчестве известных исполнителей патриотической советской песни прошлого, что ставит перед учителями, педагогами дополнительного образования вопрос более активного приобщения к традициям и истории отечественной песенной культуры в процессе уроков музыки и внеклассных мероприятий. В опоре на ответы участников фестиваля формулируется вывод о необходимости включения в репертуар эстрадного исполнителя патриотической песни, которая дает возможность образного представления через песню «живой истории» нашего Отечества.

Статья предназначена педагогам высшей школы, преподавателям учреждений среднего профессионального образования, педагогам и учителям школ, которые проявляют интерес к поиску эффективных средств патриотического воспитания подрастающего поколения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.