Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

Журнал «Педагогическое образование в России» ориентирован на специфику и проблематику отечественного образования и видит свою миссию в развитии педагогической науки и практики, направленных на приоритетное решение задач российской системы образования. Это невозможно в отрыве от текущих глобальных тенденций развития образования, основных направлений развития мировой педагогической и психологической науки. Именно поэтому политика редакции направлена на привлечение авторов, рассматривающих лучшие зарубежные практики в контексте их адаптации и применения в Российской Федерации.

«Педагогическое образование в России» – рецензируемый научно-методический журнал, публикующий результаты исследований по следующим научным направлениям:

Основная специальность: 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.08).

Дополнительная специальность: 19.00.00 Психологические науки (19.00.01; 19.00.05; 19.00.07).

С 2010 года решением Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по указанным специальностям.

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009

Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN) с присвоением международного стандартного номера ISSN 2079-8717 от 27.05.2010

Журнал включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписной индекс – 81954. Оформить подписку на печатный вариант журнала можно на сайте Подписного Агентства «Книга-Сервис»: https://www.akc.ru/itm/pedagogic_heskoe-obrazovanie-v-rossii/

В журнале печатаются статьи на русском языке.

Индексация: eLIBRARY, Академия Google.

Текущий выпуск

№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПРИГЛАШЕННЫЙ АВТОР 

8-13 95
Аннотация

Ставится проблема реализации субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе через обращение к феноменам активизации учения и вовлеченности обучающихся в совместную деятельность. Данная проблема носит как теоретический, так и практический характер, связанный с поиском педагогами средств и способов сделать ученика реальным субъектом образовательного процесса. Цель статьи – проанализировать феномен вовлеченности ученика в совместную образовательную деятельность на учебном занятии, что позволит по-другому посмотреть на проблему активизации учения: не через метод обучения, а через способ организации взаимодействия педагога и обучающихся. Методология исследования строится в концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребенка. Материал статьи обобщает исследования и наблюдения автора, реализующего данные концепции в образовательной практике Школы Совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49 г. Томска) в качестве ее научного руководителя. Основные результаты исследования: показано различие понятий активность (активизация) и вовлечение (вовлеченность); анализируются факторы слабой эффективности методов активизации в контексте организации совместной образовательной деятельности; выделена логическая взаимосвязь активности и вовлеченности; описаны образовательные ситуации вовлечения детей в деятельность. Новизна научных результатов состоит в выделении уровней вовлеченности обучающихся в совместную деятельность и установлении взаимосвязи этих уровней с моделями организации совместной деятельности (авторитарной, лидерской, партнерской). Делается вывод о необходимости соорганизации активизации и вовлеченности: педагог прежде всего решает задачу вовлечения всех участников в совместную деятельность, а результатом решения этой задачи становится активность ученика на учебном занятии.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

14-25 98
Аннотация

Одной из стратегических задач образования в настоящее время является не только приобщение субъекта к культурным и научным ценностям, формирование у него знаний, умений, но и необходимость освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий как необходимого условия для выделения метапредметных результатов обучения. В процессе обучения математике обучающийся должен овладеть математическим языком, терминами, фактами, универсальными способами решения, которые позволят найти, понять, преобразовать, адаптировать разнообразную, в том числе и математическую, информацию в соответствии с профессиональными и жизненными задачами. Эти умения с полученной в процессе обучения системой математических знаний составляют математическую грамотность. Возможны различные варианты реализации формирования функционально-математической грамотности, в связи с этим представляется актуальным поиск подходов, методов и средств обучения, способствующих достижению данной цели. Анализ научной литературы показал, что формирование математической грамотности является предметом исследований ученых, но затрагивает чаще всего среднее звено школьного образования. Цель данного исследования – создание структурно-логической модели как основы для разработки методики обучения математике, способствующей формированию математической грамотности обучающихся на всех ступенях образования (дошкольный, младший школьный возраст, профессиональное и высшее образование). В статье в контексте принятых определений понятий «функциональная грамотность» и «функционально-математическая грамотность» создана и описана структурно-логическая модель формирования математической грамотности обучаемых на пропедевтическом, базовом, пороговом и продвинутом этапах. Выделены и описаны компоненты математической грамотности: когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный. Сформированность каждого компонента определяют уровни сформированности математической грамотности: критический, репродуктивно-алгоритмический, конструктивно-технологический, продуктивный. Статья предназначена педагогам высшей школы, преподавателям учреждений среднего профессионального образования, педагогам и учителям школ, которые проявляют интерес к поиску эффективных методов и средств формирования математической грамотности у обучающихся при изучении математики на всех ступенях образования.

26-33 74
Аннотация

В данной статье представлен обобщенный анализ материалов, связанных с интерактивным обучением. Обращения к этому понятию и явлению встречаются в педагогических энциклопедиях с конца прошлого века, когда интерактивность рассматривалась как взаимодействие обучающихся с соответствующей учебной средой как источником усваиваемого опыта. Однако динамичное и бурное развитие эпохи цифровизации насытило эту среду многочисленными гаджетами, что расширило само понятие «интерактивное обучение». На сегодняшний день интерактивными называют и подходы в обучении, и формы обучения, и технологию обучения, и методы обучения, и средства обучения. Такая «терминологическая диффузия» свидетельствует о недостаточности проработки теоретических основ и анализа практико-ориентированных возможностей описываемого явления. Авторы статьи настаивают на том, что интерактивное обучение следует рассматривать в качестве подхода к обучению – как общей стратегии обучения, наряду с традиционным, индивидуальным, дифференцированным, компетентностным и др. подходами. Это обусловлено тем, что интерактивное обучение реализуется через основные методы (словесные, наглядные, практические) и формы обучения (индивидуальное, фронтальное, групповое; онлайн и офлайн), выполняет все основные функции обучения: образовательную, развивающую, воспитательную и т. д. Интерактивное обучение в силу своей природы тесно связано с коммуникативной составляющей образовательного процесса, формируя и совершенствуя у участников информативные, собственно интерактивные и перцептивные компетенции, что является одной из важнейшей задач при обучении поколения «Зет». В статье приводится опыт работы с современными студентами Уральского государственного педагогического университета в формате именно интерактивного обучения, описываются варианты построения занятий, уточняются некоторые особенности коммуникации, связанные с «гибридным форматом» образовательной деятельности. Такой подход требует постоянного учета обновлений образовательной среды и осознанной трансформации позиций субъектов – и обучающихся, и обучающих. В конце статьи подчеркивается необходимость оформления полноценной методики интерактивного обучения, которое становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. 

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

34-40 45
Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена изменением правовой основы современной системы образования: разработкой и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога, профессионального стандарта воспитателя, в связи с чем возникает необходимость оптимизации системы менеджмента качества, а также системы управления персоналом дошкольной образовательной организации. Система менеджмента качества (СМК) выступает одним из механизмов управления дошкольной образовательной организацией, которая фактически обеспечивает качество образования за счет разумного и грамотного управления различными процессами в отдельности и всей образовательной системой в целом. Система менеджмента качества в дошкольной образовательной организации рассматривает всю технологическую цепочку деятельности по процессам. Процессный подход, присущий международному стандарту СМК, четко регламентирует научно-исследовательские и аналитические работы, планирование и контроль качества образовательных услуг, внутренние аудиты, воспитательную работу, анализ рынка и оценку удовлетворенности потребителей. СМК в дошкольной образовательной организации регулирует такие направления деятельности дошкольной образовательной организации, как управление персоналом и управление профессиональной образовательной средой. Управление персоналом в системе менеджмента качества – это сложный и многогранный процесс, эффективность которого зависит от вовлеченности и удовлетворенности персонала деятельностью организации и собственной деятельностью; направлено на развитие кадрового потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов. На основе анализа этапов создания системы менеджмента качества в образовательной организации и соотнесения их с основными позициями процесса управления персоналом определено, что в основе управления персоналом дошкольной образовательной организации лежат обучение и мотивация персонала.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

41-50 75
Аннотация

В статье рассматриваются понятие и факторы возникновения языковой тревожности. Актуальность исследования обуcловлена повышенным интересом к изучению иностранных языков, а также масштабностью проблемы языковой тревожности и разрозненностью в определении факторов ее возникновения, что осложняет разработку подходов к ее решению. По теме исследования были проведены анализ и обобщение многочисленных отечественных и зарубежных исследований, демонстрирующих многоаспектность и сложность проблемы, которая не ограничена только лишь психологическим, социальным или же лингвистическим контекстом. В статье приведен обзор текущих методов изучения языковой тревожности и их развитие; проанализированы и описаны факторы появления языковой тревожности. Они разделяются на две большие категории, а именно: внешние факторы, включающие характер образовательной системы, культурные особенности учащихся, изучаемый язык, методику преподавания, личность преподавателя и систему оценивания; особое внимание уделено проблеме в контексте российской системы образования. Также выделена группа внутренних (личных) факторов, т. е. относящихся конкретно к изучающим язык; они включают в себя осведомленность учащихся о тревожности, их убеждения, перфекционизм, мотивацию, адекватность самооценки, а также физиологические и психологические особенности. Был сделан вывод, что языковая тревожность – сложное явление для изучения, которое требует использования целого комплекса методов для получения однозначных данных. Тревожность является неизбежным препятствием в изучении языка, и исследователи предлагают стратегии по ее снижению, однако те, в свою очередь, требуют систематизации, а также рассмотрения и оценки на практике.

51-57 63
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы поиска достоверной информации студентами в условиях «информационного загрязнения Интернета» (“Information Pollution on the Internet”). Исследования в разных странах показали, что студенты испытывают трудности в организации поисковых запросов, обосновании результатов поиска, критическом отношении к ресурсу. Это ведет к использованию недостоверной информации по теме обучения. Анализ исследований показал значительную дифференциацию молодежи по способности определять степень достоверности интернет-ресурсов (гендерный признак; «самоэффективность», профессиональная культура). Целью исследования является анализ выполнения задания поиска информации в интернете студентами первого курса двух направлений (естественнонаучного и гуманитарного): к каким сайтам обращаются, как объясняют самостоятельный выбор источника информации, полученной в интернете. Оценить: на каком уровне умения определять достоверность интернет-информации находятся первокурсники. Оценивание умения студентов определять достоверность интернет-информации определяется путем соотнесения содержания выделенных уровней и ответов студентов на основе достоверности информации на отмеченных интернет-сайтах и комментариев. Для определения значимости различий используется критерий χ-квадрат. Статистический анализ показал, что студенты, поступающие на разные направления, различаются по уровням распределения умения оценивать достоверность интернет-информации. Однако отличие большей части студентов обоих направлений несущественно и тезис об их различии требует дальнейшего изучения. Большинство студентов первого курса применяют в учебной деятельности отработанные в повседневной жизни стратегии поиска информации в интернете (опора на собственный опыт, обращение к популярным (рекомендованным авторитетами) сайтам, достоверность информации на которых принимается «априори»). Предложено: при организации занятий активнее использовать практикоориентированные задания с требованием решить задачу для заданных значений; во время интерактивных лекций предлагать провокационные вопросы, имеющие различные толкования на ресурсах Интернета; среди критериев оценивания работ выделять требование указывать используемые источники.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

58-66 31
Аннотация

Развитие художественного интереса к произведениям, выражающим идеи патриотизма и гражданственности, связано с осмыслением школьниками эмоционально-ценностной природы искусства, их личностной вовлеченностью в сопереживание художественным образам и транслируемым ими нравственным идеям. Цель статьи – раскрыть содержание этапов методики развития художественного интереса к произведениям гражданско-патриотической направленности во внеурочной деятельности. Теоретической основой исследования являются положения о художественном интересе как определенной стадии развития художественного сознания, связанной с ценностно-смысловым избирательным отношением к художественным явлениям и созидательной художественно-творческой деятельностью. Научная новизна состоит в разработке методики развития у старшеклассников художественного интереса к произведениям гражданско-патриотической направленности в условиях внеурочной деятельности, включающей три этапа, каждому из которых соответствуют определенная стадия развития мотивационной направленности обучающихся, формы и методы для решения поставленных задач. На эмоционально-побудительном этапе, главной задачей которого было привлечение внимания старшеклассников к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности, применялись методы эмоциональной драматургии занятия, уподобления герою произведения. Использовались формы внеурочных мероприятий, связанных с выполнением творческих заданий по подготовке мультимедийного материала и исполнением художественных произведений гражданско-патриотической направленности. На познавательно-аналитическом этапе, где ставилась задача формирования представлений о символическом характере художественно-образных средств в отражении исторических и социальных явлений, ведущим был метод постановки эмоционально-отношенческих задач в восприятии произведения искусства. Доминировали формы, связанные с дискуссионными обсуждениями произведений искусства на внеклассных часах, в социальных сетях, с позиционированием школьниками своей трактовки произведения. На социально-коммуникативном этапе, где задача развития художественного интереса решалась через активизацию способности у обучающихся в выражении собственной гражданско-патриотической позиции в продуктах творчества, ведущим был метод индивидуальных и коллективных творческих проектов. На базе разработанных старшеклассниками проектов была проведена серия занимательных воспитательных мероприятий для обучающихся 5–6-х классов. Эффективность разработанной методики подтверждена многочисленными грамотами и благодарностями за активное участие обучающихся экспериментального класса в мероприятиях гражданско-патриотической направленности городского и муниципального уровней.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

67-73 40
Аннотация

Необходимость формирования у студентов технических вузов профессиональных и коммуникативных компетенций на иностранном (английском) языке, а также отсутствие должным образом унифицированных учебных материалов продиктовали необходимость проведения настоящей работы. Кроме того, значительным препятствием при разработке учебных материалов для студентов технических специальностей является недостаточная квалификация преподавателей иностранного языка в технической сфере. Целью данного исследования является разработка эффективного алгоритма написания комплекта учебных материалов по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» для студентов технических направлений, применимого в использовании преподавателями английского языка, не имеющими специализированных знаний в техническом направлении подготовки учащихся. В ходе нашего исследования мы, с целью повышения вовлеченности студентов в учебный процесс, а также компенсации недостаточного уровня технических знаний преподавателя, прибегли к использованию проектной методики, привлекая студентов к определению и работе над ключевыми тематическими разделами. Результатами нашего исследования стала разработка алгоритма для преподавателей, заключающегося в следующем: 1) проведение анкетирования о запросах и ожиданиях относительно курса обучения профессиональному английскому языку; 2) использование проектной методики для выявления круга тем, необходимых будущим специалистам; 3) отбор аутентичного текстового материала; 4) разработка комплекса упражнений на отработку общих и специализированных грамматических и лексических навыков; 5) дополнение комплекта учебных материалов аудио- и видеоматериалами и комплексами упражнений на отработку соответствующего навыка; 6) завершение комплекта упражнениями на устное и письменное продуцирование. Данная последовательность была использована для написания четырех учебных пособий в сфере инженерного английского языка, в настоящее время находящихся в стадии апробации, и может быть применена для разработки пособий для студентов иных технических направлений обучения.

74-83 38
Аннотация

В данной статье рассматриваются произношение, ритмика и ударение, которые имеют большое значение при обучении РКИ, т. к. язык как средство общения существует, прежде всего, как звучащая речь. Объектом исследования является изучение фонетической природы русского слова в аспекте РКИ. Предметом является изучение фонетической природы русского слова в аспекте РКИ для китайского студента. Целью обучения РКИ в области фонетики является формирование у учащихся фонетических навыков. Задачи исследования: необходимо изучить порядок введения материала о произношении, ритмике и ударении русского слова в иностранной аудитории элементарного уровня. Это предполагает характеристику фонетического материала в рамках элементарного уровня, процесса обучения фонетической природе русского словесного произношения, ритмики, ударения и системе ударного / безударного вокализма, процесса обучения явлению подвижности русского словесного ударения. Методы исследования были выбраны в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования: изучение литературы, описание, сопоставление, анализ, обобщение. Новизна исследования заключается в анализе материалов, касающихся особенностей восприятия фонетической природы русского слова носителями китайского языка. Теоретическая значимость работы заключается в продолжении изучения фонетической природы русского слова в аспекте РКИ. Основные положения проведенного исследования могут лечь в основу дальнейших теоретических разработок по рассматриваемой проблеме. Практическая значимость работы определяется возможностью предупреждения в русской речи китайских студентов ошибок, связанных с нарушением фонетической природы русского слова. Материал представленного исследования может быть использован при составлении учебных курсов по обучению русскому произношению китайских студентов, а также при разработке спецкурсов по фонетике.

84-91 21
Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена нацеленностью программ вокальных классов художественных школ Китая на знакомство обучающихся с европейским оперным искусством. Цель статьи – определить наиболее эффективные методы приобщения начинающих китайских вокалистов к зарубежному (европейскому) оперному исполнительству на основе средств театральной педагогики. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы: обобщение работ российских педагогов-исследователей в вопросах применения средств театральной педагогики в вокальных классах. Научная новизна состоит в выделении и обосновании комплекса методов, связанных с театральной педагогикой, с помощью которых у начинающих вокалистов совершенствуются как технические навыки, так и способности к восприятию, пониманию и сценическому воплощению интонационной содержательности музыкальных образов и интонационной драматургии музыкального произведения. Метод эмоциональнообразного включения, используемый в театральной педагогике для развития актерской техники, в работе с начинающими вокалистами направлен на активизацию воображения, включение рефлекторных связей со всеми органами чувств, осуществление мышечного контроля в работе над совершенствованием вокальной техники. Ассоциативный метод, связанный в актерской практике с воплощением эмоционального состояния в опоре на словесные и цветовые ассоциации, в работе с вокалистами направлен на выработку тембральной окраски голоса, максимально передающей эмоциональное содержание исполняемого произведения. Метод пантомимического приспособления, используемый в театральной педагогике для воспроизведения эмоционального состояния через движение, в вокальном классе направлен на достижение органичного сочетания пения и выразительного движения, развитие артистизма, сценических умений. Этюдный метод, связанный с развитием актерской техники в условиях импровизации на заданную тему в предлагаемых обстоятельствах, способствует развитию у вокалистов самостоятельности в анализе произведения и исполнительских приемов, поиске дополнительных знаний, относящихся к предлагаемым условиям исполнения, творческой активности в выборе средств выразительности. Метод погружения в художественный образ направлен на расширение представлений об историческом и культурном контексте, в котором создавалось исполняемое произведение, что важно как в работе актера над материалом роли, так и для вокалиста в процессе сценического воплощения партии в оперном спектакле. Практическая новизна состоит в определении критериев и показателей освоения обучающимися зарубежного оперного исполнительства, проведении опытно-поисковой работы и анализе ее результатов. Выявлено, что применение средств театральной педагогики и выделенных на этой основе методов в работе с начинающими вокалистами обеспечили эффективность освоения обучающимися европейского оперного исполнительства, что выразилось в усилении у них эмоциональной вовлеченности в восприятие интонационной драматургии музыкального произведения, развитии самостоятельности в выборе средств выразительности для сценического воплощения оперных образов, развитии интереса к европейской музыкальной культуре.

92-100 25
Аннотация

Статья посвящена проблемам языкового образования студентов в мультимедийноориентированном контексте с целью совершенствования информационной культуры студентов. Описываются основные направления деятельности многофункциональной Лаборатории медиаобразования, ориентированной на разработку технологии работы преподавателей с иноязычными медиатекстами, позволяющими выходить за рамки языковой подготовки студентов в учебной аудитории по иностранному языку. Отмечается неисчерпаемый лингводидактический потенциал мультимедийных текстов, дающий возможность эффективно решать задачи расширения культурного пространства студентов, совершенствования их информационной культуры, медиакультуры, медиаграмотности, критического мышления, коммуникативных умений и навыков. Исследование выполнено на базе разножанрового материала аутентичных англоязычных медиа – телевидения Великобритании и США, материалов, размещенных на YouTube, других видеохостингах. Отмечаются сложности проведения учебного процесса с медиатекстами, предлагаются пути их преодоления. Автор делится опытом учебно-методической работы лаборатории, научно обоснованной методикой интеграции мультимедиа в учебный процесс по иностранному языку. Особую важность представляет описание технологии работы с публицистическими, новостными программами англоязычного телевидения, алгоритма работы преподавателя с ними. Предлагаются некоторые варианты подходов работы преподавателя с привлечением медиа в учебный процесс по иностранному языку, критерии отбора медийных материалов. Приводятся примеры методического обеспечения, учебных пособий, заданий, разработанных в Лаборатории медиаобразования, а также тематики для разработки проектов студентами на основе мультимедийных материалов по определенным темам. Результаты исследования могут быть применимы для распространения опыта в учебном процессе языковых и неязыковых вузов при условии высокого уровня лингвистической компетенции студентов с целью совершенствования их информационной культуры, а также в системе повышения квалификации учителей иностранного языка.

101-110 33
Аннотация

Предметом нашего исследования является метод смешанного обучения на основе микрообучения в преподавании русского языка как иностранного. Преподаватели иностранных языков постоянно находятся в поисках эффективного метода обучения. Одним из таких современных методов является форма смешанного обучения: метод, ориентированный на активность учащихся, который сочетает в себе традиционные офлайн-классы с онлайн-обучением. Цель авторов – описать возможности применения метода смешанного обучения на основе микрообучения в преподавании русского языка в университете Китая (на примере предмета «Русская практическая грамматика»). В данной статье анализируются недостатки традиционной модели обучения русскому языку; исследуются возможности и преимущества смешанной модели обучения, основанной на системе микролекций; рассматривается потенциал курса «Русская практическая грамматика» в аспекте смешанного обучения и создания ресурса микрокурса, методов оценки и анализа эффективности обучения. Методологической основой исследования послужили труды, посвященные образовательному подходу смешанного обучения (blended learning). Методами исследования послужили анализ, синтез, систематизация, описание, сравнительный анализ методов оценки учебного процесс; на этапе оценки эффективности метода смешанного обучения применялись опрос и тестирование. Основным результатом исследования является разработанная и апробированная система применения метода смешанного обучения на основе микрообучения в преподавании предмета «Русская практическая грамматика». Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения предлагаемой системы работы в преподавании других разделов русского языка как иностранного. Углубленные исследования, посвященные данной тематике, и внедрение практики смешанной модели обучения направлены на усовершенствование методов и форм обучения, оптимизацию эффективности обучения, повышение способности к самообучению, а также на использование инноваций в сфере образования и изучение новых моделей обучения по специальности «Русский язык как иностранный», тем самым помогая создать «золотой класс».

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

111-116 33
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в системе высшего педагогического образования Китая происходит сдвиг целевого акцента на развитие личности обучающихся, создание условий для их самореализации. Стране необходимы специалисты в области дошкольного образования, способные самостоятельно ставить перед собой цели и находить способы их достижения, творчески преобразовывать педагогическую действительность, то есть специалисты с развитой творческой самостоятельностью. В решении этого вопроса музыкально-педагогическая подготовка обладает большим потенциалом. Цель статьи – обосновать необходимость развития творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов Китая. Методологическая основа исследования: теоретические положения о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.); о содержании структурных элементов творческой самостоятельности обучающихся (А. В. Качалов и др.); идеи о педагогическом потенциале музыкальной деятельности в развитии личности обучающихся (Е. А. Бодина и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в теоретическом обосновании того, что музыкально-педагогическая подготовка обладает большим педагогическим потенциалом в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного структурных компонентов творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

117-123 29
Аннотация

В данной статье представлены возможности организации профилактической работы с девиантными подростками с точки зрения использования возможностей полисубъектного подхода и учета особенностей формирования субъектных качеств личности подростка. Данное содержание обосновано смещением приоритетов деятельности образовательных организаций в сторону формирования умений активно осваивать новые социальные ситуации и способы социально одобряемых форм деятельности. В статье раскрыто содержание «девиантного» поведения, понимаемого в общем смысле как поведение, отклоняющееся от общепринятых в обществе норм. В статье определено, что ведущим личностным проявлением, которое необходимо формировать при выстраивании субъект-субъектных отношений с девиантным подростком в образовательных организациях, является позиция «хочу», лежащая в поле социального одобрения. Определено, что субъектностью в образовательном процессе могут обладать не только педагоги, но и обучающиеся, что говорит о необходимости реализации в профилактической работе полисубъектного взаимодействия при проведении профилактической работы с девиантными подростками. Формирование же субъектных качеств девиантного подростка, лежащих в поле социального одобрения, в рамках применения основных положений полисубъектного подхода позволит достичь положительных результатов в трансформации поведенческих проявлений подростков в сторону нормативности, а помимо этого позволит сформировать у них ряд функциональных качеств, необходимых современному человеку для полноценного и эффективного социального функционирования в современном мире.

124-130 25
Аннотация

В статье рассматривается речевой поступок как единица коммуникативного поведения в контексте межличностного общения субъектов образовательного процесса. Цель статьи – показать созидательную роль речевого поступка в процессе присвоения культуры субъектом познания в образовательных контекстах жизни и деятельности. В статье приводится описание контекстносодержательных компонентов речевого поступка, обеспечивающих воспроизведение коммуникативной культуры как части общей культуры, на основе осознанного и ответственного выбора речевого действия и поступка субъектом познания в контекстном образовании. Обосновывается диалогическая природа речевого поступка как семантической единицы всей сферы деятельности; рассматриваются основные корреляты речевого поступка, обеспечивающие его конструктивную сущность; аргументируется ценностно-смысловая сущность (основа) речевого поступка, роль образовательной среды, направленной на взаимодействие субъектов образовательного процесса, на преобразование субъекта познания из потребляющего в созидающего на основе совместной деятельности с преподавателем, на формирование ответственного отношения к поступку. Приводятся классификации речевого поступка, предлагается подход к определению совокупности речевых поступков личности. Также в статье обсуждаются современные вызовы, ставящие под угрозу ценностные ориентации национальной культуры и оказывающие негативное влияние на речевые традиции. На основе анализа зарубежных исследований, посвященных выявлению особенностей и роли речевых тактик педагогов в обучении, и концепций контекстного образования показана роль речевого поступка в учебном диалоге как стержневой единицы активности студента и основы диалогического межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Описанные в статье контекстно-содержательные компоненты речевого поступка указывают основные ориентиры в педагогическом взаимодействии, учитывающие социокультурный контекст различных коммуникативных ситуаций, обеспечивающие эффективную совместную деятельность и межличностное общение, формирование личной культуры субъекта познания.

131-141 76
Аннотация

Известно, что эмоциональный интеллект является важным фактором адаптации подростка в социальном окружении. Его низкий уровень затрудняет общение, провоцируя не только конфликты и изоляцию подростка, но и агрессию, направленную на нанесение вреда сверстнику. Поэтому именно в подростковый период, по данным исследований, возникает самое большое количество случаев буллинга в школах. Но каким образом связаны эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков? В современной литературе до сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. В статье предпринята попытка найти на него ответ. Выборку составили 110 учеников 9-х классов школы № 140 г. Екатеринбург и школы № 25 г. Каменск-Уральский, из них 60 юношей и 50 девушек. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: «Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн)» Д. В. Люсина, «Тест для определения индекса групповой сплоченности» К. Э. Сишора, «Диагностика межличностных отношений (социометрия)» Дж. Морено. Обнаружены различия в распределении внутриличностного эмоционального интеллекта среди подростков. Также девушки и юноши по-разному оценивают групповую сплоченность и имеют разные социометрические статусы в классе. Корреляционное исследование показало, что эмоциональный интеллект, групповая сплоченность и социометрический статус оказались связаны между собой. Дальнейшие перспективы исследования заключаются в изучении различий в распределении уровней общего и межличностного эмоционального интеллекта между подростками разных полов, а также факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Исследование изменений групповой сплоченности представляет интерес при проведении занятий по развитию эмоционального интеллекта подростков.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

142-147 28
Аннотация

Статья посвящена вопросу психолого-педагогической диагностики функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи. В образовательных программах для детей с нарушениями слуха и речи основное внимание уделяется развитию интегративных компонентов функциональной грамотности, что связано с трудностями обучающихся в коммуникации с окружающими. Известно, что развитие интегративных компонентов функциональной грамотности возможно лишь в условиях целенаправленного педагогического воздействия с учетом особенностей интеллектуального и речевого развития каждого ученика. Авторами рассмотрена специфика формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, показана необходимость диагностики уровня ее развития. Анализ результатов исследования выявил, что дети указанной категории имеют трудности в формировании и развитии стандартных форм межличностных отношений, затрудняются в применении знаний, полученных в процессе своего обучения, в поиске необходимой информации и ее осмыслении. Для полноценного освоения образовательной программы учеником педагогу необходимо оценить актуальный уровень его функциональной грамотности и выявить потенциальные возможности. Описана авторская модель психологопедагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которая включает семантический, содержательный и оценочный блоки. Представлены критерии диагностической оценки педагогом развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей изучаемой категории. Статья направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области диагностики и развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.